Первый в Израиле кинотеатр основал выходец из Кременчуга - Моше Абарбанель.

abarb 1Человек, о котором пойдёт речь, не был ни известным раввином, ни архитектором, не занимал никаких ответственных постов, ... и все же он играл видную роль в истории на протяжении чуть ли не полувека. (на фото - Моше и Хая Абарбанель).

Дон Исаак Абарбанель был успешным бизнесменом, и даже финансовым консультантом короля Испании. Когда же евреи были изгнаны из Испании, дону Исааку предложили остаться и продолжать исполнять свои обязанности при дворе. Но он отказался и отправился в изгнание вместе со своим народом.

Он возглавлял еврейскую общину в Испании и внес большой вклад в развитие иудаизма.
Испанское изгнание разбросало потомков Исаака Абарбанеля по многим странам Европы, Азии, Африки и Америки, среди них есть ученые, врачи, поэты, переводчики, учителя, бизнесмены и финансисты. Есть сведения, что Абарбанели жили и в Италии, в начале XIX века.

25 февраля 1875 г. в Лиозно, Могилевской губернии, в семье Хаима Абарбанеля и Сары-Гитель, дочери Залмана Фейнштейна (потомка раввина Шнеура Залмана из Ляд), родился мальчик, которого нарекли именем Моше. Он получил традиционное еврейское образование, прекрасно знал ТАНАХ и комментарии к нему. Кроме того, Моше хорошо разбирался в музыке и искусстве.

Через время семья поселилась в Кременчуге, где, спустя годы, Моше проявил себя, как успешный бизнесмен. Он основал мануфактуру, занимавшуюся производством и реализацией тканей.

В 1844 г. в Кременчуге была небольшая иешива ХАБАДа, вскоре приобретшая влияние благодаря деятельности раввина Иосефа Тумаркина (?–1879); с 1874 г. хабадским раввином Кременчуга был брат И. Тумаркина - Цви-Гирш Тумаркин. Часть евреев Кременчуга были чернобыльскими хасидами, были и брацлавские.

С конца XIXв. в Кременчуге действовали сионистская организация, одна из первых в Украине ячеек партии БУНД, основанной в 1898 г., отделение "Поалей Цион", созданное в 1905 г. Местная сионистская организация "Ховевей Цион" (создана в начале 1880-х гг.), совместно с харьковской, направили в Палестину кременчужанина З. Д. Левонтина, для покупки земли.

Сейчас об этом мало кто знает, но в первые годы своего существования Тель-Авив был своего рода академгородком. Большинство учеников гимназии были иностранцами, родители которых посылали учиться своих детей в первую школу, преподавание в которой велось на иврите. Для многих из них это было единственной возможностью получить хорошее образование из-за черты оседлости и квот, введенных в Российской Империи на количество евреев в учебных заведениях.

Старшему сыну Моше Абарбанеля - Зееву, в 1911г., исполнилось 7 лет, и Моше повез Зеева и его младшего брата Хаима в далекий Тель-Авив, поступать в гимназию "Герцлия".

Летом 1912 г. жена Моше - Хая приехала из Кременчуга с тремя дочерьми навестить сыновей в Тель Авиве. Образованной женщине, сионистке по убеждению, знавшей несколько языков, очень понравилось в этой стране и она решила, что стоит перебраться в Палестину жить. Она уговорила мужа завершить дела в Кременчуге и поселиться в Тель-Авиве.abarb 4

Заметка в газете "Коммерсантъ" за 31 марта 1912 г. сообщает:
Неплатежъ въ 45000 рублей.
Кременчугъ. Прекратило платежи т-во мануфактуръ М.Х.Барбанель и Я.Г.Ляховицкiй. Общая задолженность достигаетъ 45 тыс.руб. Кредиторами являются московские, лодзинские и кременчугские фирмы. (фото слева - Вырезка из кременчугской газеты "Коммерсантъ")

"Коммерсантъ" за 1913 г.
Изменения въ предприятияхъ;
Кременчугъ. Изъ фирмы "М.Х.Барбанель и Я.И.Ляховицкiй" (суконно-мануфактурный магазинъ) вышелъ М.Х.Барбанель.

В 1913 г. Моше Абарбанель из Кременчуга приехал в Тель-Авив. Судя по его дальнейшим действиям, не с пустыми руками. Он поселился в новой гостинице "Эльконин".abarb 3

Вот что мы обнаружили в одной израильской заметке: "В 1915 г. семья Моше Абарбанеля, в составе 8 человек, занимала квартиру из 4 комнат с ванной, в доме "Эльконина", за Геулой (судя по всему, номер в гостиннице Эльконин по адресу Лилиенблюм 26). Дети - 3 мальчика и 3 девочки в возрасте от года до 13 и двое взрослых (старше 13). Родной язык - русский, источник дохода - хозяин театра." (фото справа - гостиница Эльконин)

Обжившись на новом месте, Моше Абарбанель предложил общественному и политическому деятелю, предпринимателю Меиру Дизенгофу построить сеть трамвайных линий для быстрой и удобной доставки пассажиров в разные концы быстро растущего Тель-Авива. Это также должно было ликвидировать зависимость молодого еврейского города от арабов-перевозчиков, а заодно и избавить город от ослиного и лошадиного помета.

Но Меир Дизенгоф был куда больше озабочен отсутствием в городе концертного зала, где можно было бы проводить также собрания, торжественные приемы и ставить спектакли. Он доказал Моше низкую прибыльность трамвая в маленьком городке, каким тогда был Тель-Авив. Абарбанель обдумал предложение и решил принять его при условии, что откроет в нем также кинематограф.

Дизенгоф согласился, и под строительство кинотеатра был выделен участок на углу улиц Пинес и Лилиенблюм.

В качестве компаньона Моше Абарбанель пригласил своего соседа и доброго друга - Мордехая Вайсера. Вайсер жил в доме на Лилиенблюм,13. Он хорошо знал законы и порядки в турецкой Палестине, занимался покупкой участков земли под строительство. Старший сын Вайсера - Моше учился в гимназии "Герцлия" вместе с сыновьями Абарбанелей.

Договор устанавливал равное участие партнеров, каждый должен был внести 11 тысяч золотых франков (монета с двойным номиналом 37.5 рублей / 100 франков 1902 года Если принять этот курс и на 1912-1913 годы, то 11 тысяч золотых франков равняются, примерно, 3.5 тысячи рублей - меньше десятой части долга 1912г.). На полях была приписка, что тысячная часть суммы договора будет внесена в кассу "Керен Каемет ле-Исраэль" - еврейский национальный фонд, принадлежавший Всемирной сионистской организации . Обязанности распределялись следующим образом: Абарбанель занимался созданием и ведением бизнеса, Вайсер отвечал за связи с еврейским руководством и турецкими властями, а также должен был получить ссуду для создания бизнеса. Залман-Давид, глава банка "Англо-Палестинская компания", в Яффо, выделил ссуду в 10 тысяч золотых франков.

Не всем евреям пришлась по душе эта идея. Многие указывали на то, что кинематограф отвлечет людей от работы, учебы, иудаизма, что это приведет к духовной, культурной и моральной деградации. (на фото - План кинотеатра, открытого в Тель-Авиве выходцем из Кременчуга - Моше Абарбанелем. Архитектор Гершкович).abarb 2

Комиссия взвесила все аргументы "за" и "против" и... выдала разрешение на строительство, а также монопольное право показа кинофильмов в течение 13 лет. Каждый фильм должен был пройти цензуру, комиссия также оставляла за собой право снять фильм с демонстрации после первого же сеанса.
Для строительства был выбран проект берлинского архитектора Рихарда Михеля, специалиста по строительству кино - и театральных залов.

Строительство продвигалось быстро, Абарбанель вникал в каждую мелочь. Мебель была привезена из Вены, а в июле 1914 г. Моше Абарбанель выехал в Александрию, чтобы купить проектор и генератор для него, а также заключить договор о поставке фильмов. К концу июля генератор немецкого производства и французский проектор прибыли в Яффо.

22 августа 1914 г. был показан итальянский фильм "Последний деньПомпеи". Затем "Спартак". Исторические драмы демонстрировались при полном зале (600 мест партера, 200 дополнительных стульев и ложа для почетных гостей). Моше Абарбанелю приписывают фразу: "когда зал плачет - кассир смеется".

Дела начались успешно. Но, в ноябре 1914г. Турция вступила в войну со странами Антанты. Абарбанель, как подданный Российской Империи, опасается, что его вышлют, но он не может оставить бизнес, продолжает жить в Тель-Авиве и крутить кино.

В 1915 г. британские корабли подходят к Яффо и стреляют по заводу Вагнера, который занимался ремонтом оружия и производил боеприпасы. Сперва им не удалось попасть, но потом они скорректировали огонь и снаряды упали на территории завода. Хасан-Бек решил, что корректировка велась с помощью проектора кинотеатра "Эден". Немедленно были посланы солдаты, которые забрали проектор и генератор. Правда, ненадолго.
В мае 1916 г., по просьбе Моше Абарбанеля (которую, кстати, написал Моше Черток, будущий министр иностранных дел и премьер-министр Израиля, который взял псевдоним Моше Шарет), проектор и генератор вернули.

Тель-Авив быстро строится и турецкий паша Хасан-Бек видит опасность того, что еврейские поселения вокруг Яффо вот-вот сомкнутся с ним. В 1916 г. он решает построить мечеть, которая обозначила бы южную границу поселений. Идея хорошая, но где взять средства и стройматериалы во время войны? Хасан-Бек нашел простое решение. Он регулярно посещал кинотеатр, его солдаты дежурили у кассы и изымали треть выручки на строительство мечети. А стройматериалы "нашлись" на стройплощадке синагоги, на улице Егуда-а Леви. Получается, что мусульманская мечеть возведена на средства Вайсера, Абарбанеля и других евреев.

В 1917 г. английский фельдмаршал Алленби, со своей армией, движется из Египта в Палестину. Турецкое правительство решает изгнать всех евреев из Тель-Авива, что и было сделано весной 1917г.

Абарбанель с семьей селится в Петах-Тикве, там у них рождается сын - Исаак.  Положение было очень тяжелое, голод и болезни. Хая, искусная кулинарка, кормит семью вареньем из винограда без сахара (сахар достать практически невозможно). Деньги заканчиваются и связка ключей от кинозала бессмысленно бряцает в кармане. Моше не в состоянии придумать, как выбраться из ситуации. В июле 1917г.  Абарбанель заболел тифом и находился в очень тяжелом состоянии, чем не применул воспользоваться Давид Изможик, исполняющий обязанности мэра Тель-Авива, в отсутствие Меира Дизенгофа, и потребовал ключи от кинотеатра, чтобы отдать их англичанам. 

Британцы возобновили показ фильмов, установили небольшую входную плату и передавали деньги Изможику в кассу еврейских поселений (ишува). Ходатайства  том, чтобы хоть какая-то небольшая сумма шла на нужды семьи Абарбанеля не была удовлетворена. Только на Пасху 1918 г. Хая Абарбанель с детьми вернулась в Тель-Авив. 

После праздников вернулся и выздоровевший Моше Абарбанель из Иерусалима. Чтобы свести концы с концами, он решил открыть чайную в гостинной дома. Хая пекла пироги, пирожные и печенье из сгущенки, смешанной с ледяной крошкой, делала мороженое, на буфете кипел огромный, доставленный из Кременчуга, самовар. В короткий срок чайная стала популярной. Туда захаживали и англичане.

Абарбанель все время пытался вернуть кинотеатр. Наконец, 1 января 1919 г., армия освободила помещение и вернула ключи Моше Абарбанелю. Поставка фильмов из Египта возобновилась и кинотеатр продолжил работу. Жители города возвращались из изгнания и аудитория росла. Английские военные тоже посещали кинотеатр. Возросший доход позволил погасить все долги и вовремя вернуть взятую ссуду.

В 1924 г. товарищество "Абарбанель-Вайсер", также, управляло делами Казино "Галей-Авив". Моше Вайсер вел дела в кинотеатре, а Зеев Абарбанель управлял казино. Оба подчинялись Моше.

Летний кинотеатр, на 800 мест, начал работу весной 1927 г. Бизнес процветал и кинотеатр был гордостью Тель-Авивцев. Немые фильмы сопровождались музыкой. Сначала в исполнении пианиста и скрипача, потом ансамбль постепенно вырос до 5 исполнителей. Некоторое время в ансамбле участвовала дочь Моше Абарбанеля - Эстер, игравшая на виолончели. В ансамбле играли известные скрипачи - Шломо Гертель и Шломо Бор.

В середине 20-х годов Моше Абарбанель привез из Англии новинку техники - электрический "Киноорган", специально разработанный для сопровождения фильмов, у которого были специальные клавиши для звуковых эффектов. Сын Моше - Хаим Абарбанель, изучавший во Франции медицину, а по возвращении работавший в больнице "Адаса" на улице Бальфур, подрабатывал игрой на этом органе во время сеансов.

Когда монополия закончилась и появились другие кинотеатры, хор оперы Мордехая Голинкина иногда присоединялся к ансамблю, чтобы помочь победить в конкурентной борьбе.

3 мая 1930 г. в кинотеатре был показан первый звуковой фильм "Jazz Singer", который шел под названием "Сумасшедший музыкант".

После смерти Моше Абарбанеля, в 1961 г., Моше Вайсер и Зеев Абарбанель продолжали управлять делами израильских кинотеатров вплоть до 1975 г.

фото: с сайта

 

 

Go to top