Евреи составляли существенную прослойку жителей нашего города. Ананьев ведёт своё существование с 1753 года. Первоначально его население складывалось из местных крестьян-пастухов, беглых крепостных, казаков из славноизвестной Хортицы. В XVIII веке здесь появились и евреи. Откуда они взялись?
При расширении территории Российской империи по результатам неоднократных разделов Польши на новых территориях империи оказались евреи. Они расселились по обеим российским столицам и губернским городам и быстро взяли в свои руки торговлю и финансы. Царские правители усмотрели в этом угрозу – экономическую и религиозную. И 13 июня 1794 года Екатерина II издала указ, в котором были перечислены территории, где евреям разрешено было постоянно проживать: Белоруссия, Литва и большая часть территории нынешней Украины (без Киева, Южного берега Крыма и Харьковской губернии).
В дальнейшем согласно «Положению об устройстве евреев», утвержденному Александром I в 1804 году, евреям уже запрещено больше, чем разрешено. Тогда-то появляется термин «черта оседлости» для евреев. Евреи почти насильно изгоняются из обеих столиц.
А что же в Ананьеве? Ответ мы находим из творчества великого еврейского писателя Шолома Алейхема. В одном из его рассказов мы читаем о мытарствах бедного еврея в Крыжополе по «черте оседлости». Куда же девались из столиц еврейские люди? Для последующего проживания выселенных евреев было назначено 100 (сто) городов Российской империи, их перечень содержится в императорском указе. Перечень этих городов приводит Алейхем в своём рассказе. Читаем список городов, среди них мы видим знакомые названия: Одесса, Барановичи, Могилёв, Гомель, Житомир, Бердичев, Крыжополь… Знаковые названия, да? И вдруг до боли знакомое: Балта, Ананьев… Здравствуйте дорогие ананьевские евреи! Вас в наш город из российских столиц привели императоры Екатерина ІІ и Александр І. им мы должны быть благодарны за ваше присутствие в Ананьеве.
В разные годы количество евреев в городе было разным. Исторические источники говорят о том, что их число доходило до 80 процентов. Царское правительство часто и регулярно проводили перепись населения. Их результаты хорошо сохранились в архивах. Число евреев в Ананьеве доходило до трёх с половиной человек. А в наши послевоенные годы еврейство составляло значительную часть населения города. Причём, это было не просто население, а трудоспособный пласт горожан, которые привносили большую долю общественного продукта.
Чем занимались евреи в нашем городе? Прежде всего работой. Работой за своё выживание и приумножение общественного продукта, как говорят философы-общественники. Попросту говоря, это были труженники-работяги вместе с украинцами, молдаванами и русскими, что проживали в нашем городе. Они выполняли самые простые работы. Ведь Ананьев – захолустный провинциальный городишко, здесь не было почти никакой промышленности. Большинство горожан вело натуральное хозяйство – огород, сад, иногда какая-то живность в виде десятка овец и пару жеребцов или коров. Евреи не были исключением. Их мы видели в пошивочных артелях за столом закройщика или за швейными машинками, во всех обувных мастерских, в парикмахерских, за прилавками магазинов. Иногда евреи были и начальниками – возглавляли торговый отдел райисполкома, заведовали райпотребсоюзом. Но не более. Дальше – в райком партии, в райисполком их не пускала советская государственная машина, так кичившаяся дружбой народов.
Еврейский колхоз. Был и такой. Ананьев – степной городок в аграрном регионе. Занятие сельским хозяйством – основная работа большинства жителей. Видимо, кому-то нужен был и еврейский колхоз. Назывался он «колхоз имени Леккерта». Кто такой Леккерт? Ответ мы находим в многочисленных публикациях интернета. Революционер Хирш Леккерт по профессии был сапожником. Состоял в еврейской партии «Бунд», участвовал в еврейском рабочем движении в Даугавпилсе, Каунасе, Екатеринославе (Днепропетровске) и Вильне (Вильнюсе). В 1902 г. Леккерт за участие в покушении на генерал-губернатора был казнён. Кстати, эти события показаны в кинодраме «Его превосходительство». Этот фильм снят известным режиссёром Григорием Рошалем на киностудии Белгоскино в 1927 году.
Трудно искать взаимосвязь между литовско-белорусским революционером и ананьевским еврейством. Однако и многие другие колхозы ананьевщины (например, имени Кирова, имени Горького…) имели труднообъяснимые имена. Видимо, нужны были идолы.
Итак, колхоз имени Леккерта. Его я помню с 1945 года. Возможно, он был и раньше. Контора его и сам колхозный двор располагались на окраине города, там, где пересекались улицы Торговая и Пролетарская. Во дворе стояла коновязь, к которой изредка привязывалась пара серых волов. Двор вызывал уныние своей пустотой и выгоревшей истоптанной травой. Изгороди практически не было. Вместо неё росла непроходимая дереза. Да и вообще, вызывало сомнение, была ли пахотная земля в этом колхозе. Мне кажется, что он влачил жалкое существование. Об этом говорила сравнительная таблица деятельности ананьевских колхозов, постоянно висевшая у райисполкома, что размещался тогда на улице Советской в теперешнем здании горсовета. На этой таблице регулярно в течение всего сельскохозяйственного сезона показывали результаты работы колхозов – сколько человек колхозников, сколько земли вспахано, сколько засеяно, сколько сжато, сколько мяса сдано, сколько чего вывезено, сколько, сколько… И конечно же, победители и отстающие. В колхозе было около пятидесяти работников. Были ли это только евреи? Не думаю. Всего колхозов в районе тогда было пятьдесят. И в упомянутой таблице колхоз имени Леккерта регулярно занимал пятидесятое место.
Потом прошли по стране укрупнения колхозов. Первое – в конце сороковых годов. Колхозов осталось двадцать пять. Но покрупнее. Через несколько лет – вновь укрупнение колхозов. Теперь их уже семнадцать. И колхоз имени Леккерта исчез. Но что было, то было.
Итак, ананьевские евреи занимали значительно место в жизни нашего города и горожан. И жаль, что сегодняшняя действительность заставила многих из них покинуть его. Город много потерял. Будем надеяться, что это явление недолговечно.
Геннадий Ноженко. Провинциальные хроники