Ее называли душевным камертоном страны, она была настоящим всенародным кумиром. Пластинка с записью песни «Мы с тобой два берега…» разошлась тиражом 7 млн экземпляров, песни «Нежность», «А снег идет», «Старый клен» пела вся страна. В 1960-х гг. Майя Кристалинская была одной из самых известных в СССР эстрадных певиц, а в 1970-х гг. ее перестали выпускать в теле- и радиоэфир. Формулировка причин звучит по теперешним меркам абсурдно – «пропаганда грусти»...
Майя Кристалинская родилась в 1932 г. в семье ученого-математика. Увлечение музыкой к ней пришло в раннем детстве. В школе она участвовала в самодеятельности, но пение было для нее не более чем хобби – она никогда профессионально не занималась вокалом и не мечтала об эстраде. После школы Кристалинская поступила в МАИ, на факультет экономики самолетостроения, а после института работала в КБ Яковлева. По вечерам, после учебы и работы, она продолжала петь – в Центральном доме работников искусств. А вскоре девушка устроилась в Госконцерт и получила право на профессиональные выступления и запись пластинок.
Впервые о Майе Кристалинской широкая публика услышала в 1957 г., когда она выступила вместе с джазовым коллективом Ю. Саульского на Международном фестивале молодежи и студентов. А всесоюзная известность пришла к ней в 1960 г., когда Кристалинская исполнила песню «Мы с тобой два берега…» в фильме «Жажда». Несмотря на то, что эта композиция ежедневно звучала на радио, пластинки с ее записью, выпущенные тиражом в 7 млн. экземпляров, мгновенно разлетелись с прилавков магазинов.
В музыкальное дарование Кристалинской не верил, наверное, только ее первый муж – Аркадий Арканов, брак с которым продлился всего 10 месяцев. Он неоднократно повторял жене: «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей – этого мало». Однако Кристалинская его не послушалась и продолжила выступать на сцене.
Когда Майя отработала положенные после учебы 3 года в конструкторском бюро, она ушла оттуда и занялась гастрольной деятельностью. Артистка эстрады выступала с оркестром Лундстрема, затем – с оркестром Эдди Рознера. Они объездили весь Союз. «А снег идет», «Неужели это мне одной», «Текстильный городок», «Я тебя подожду» – эти песни моментально становились шлягерами. По результатам опроса, проведенного среди телезрителей в 1966 г., Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года. А песня «Нежность», прозвучавшая в фильме «Три тополя на Плющихе», стала визитной карточкой артистки.
Одновременно с популярностью в жизни певицы появились и серьезные проблемы: в 29 лет у нее обнаружили рак лимфоузлов, и после серии облучений она была вынуждена появляться на публике в шейных платках. Ни о чем не подозревающие поклонники считали их неизменным атрибутом ее нового имиджа.
Неприятности обрушились на певицу и в профессиональной сфере: когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, известный своей антисемитской политикой, многие артисты лишились работы. По отцу Кристалинская была еврейкой, и вскоре ее отстранили от эфиров с абсурдной формулировкой: «За пропаганду грусти»! Лапин говорил, что Кристалинская «не поет, а ноет». В ее песне «В нашем городе дождь» даже усмотрели антисоветчину – упаднические настроения в СССР не приветствовались.
Отныне артистка эстрады могла выступать только в сельских клубах, хотя еще недавно собирала аншлаги в столичных концертных залах. В 1974 г. певице присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР, хотя на самом деле ее обрекли на забвение. К счастью, в это тяжелое время Кристалинская встретила своего второго мужа – архитектора Эдуарда Барклая, с которым прожила около 20 лет в счастливом браке.
В 1970-х гг. Майя Кристалинская нашла себя в новой сфере: она писала культурологические статьи в «Вечернюю Москву», перевела на русский язык «Размышления» Марлен Дитрих. В 1984 г. скончался ее супруг, а в 1985 г., ровно через год после его похорон, ушла из жизни и Майя Кристалинская. Ей было всего 53 года.