Кулинарные рассуждения классика еврейской литературы о Песахе, или пасхальная беседа посреди недели

SholemAleichemЕсть старинная поговорка: «Чтобы исполнить все предписания Песаха, надо есть даже горячие угли». Я боюсь, что эта поговорка уже подтвердилась для нас, читателей двух еврейских газет, издающихся на жаргоне. В двух этих газетах на идиш-жаргоне, в нынешний Песах, выступили два доктора, оба из одного города, Киева, и оба коснулись одной и той же темы: мацы. Вредно ли употреблять мацу или полезно? Надо ли евреям есть мацу или отказаться от нее? Само собой разумеется, что выводы этих двух докторов не совпадают: то, что один утверждает, другой — отрицает. Словно они сговорились между собой. Одного доктора зовут И.Бендерский, другого А.Винницкий. Первый доктор — оптимист, то бишь веселый доктор, большой поклонник мацы. И, конечно, любитель таких изделий из мацы, как латкес, кнейдлех, кремзлех и тому подобные. Доктор Винницкий, наоборот, ярый ненавистник «мацы» и изделий из мацы, страшно критикует «кнейдлех» и «латкес», а также и «кремзлех», изготовляемые из мацы.

Доктор Бендерский утверждает, что маца — то же самое, что белая булка, а булка она и есть булка. Отличие лишь в том, что испеченный хлеб скорее перерабатывается в желудке. Маца же усваивается дольше. Поэтому — утешает нас доктор Бендерский — булка, быстрее переработанная, приносит нам меньше пользы, чем маца, которая дольше лежит в желудке. В Италии, например, и в Ломбардии, — делится доктор Бендерский с нами самым сокровенным, — народ целый год ест мацу, то есть лепешки из не испеченного теста. Больше того, доктор Бендерский говорит, что для здорового желудка маца, может быть, полезней, чем черный хлеб. Это касается сухой мацы. А то, что касается изделий из мацы, доктор Бендерский находит, что они очень вкусны и для здоровых людей не только вредны, но даже весьма полезны!

Теперь, давайте послушаем, что говорит другой доктор, господин Винницкий, по поводу мацы? Доктор Винницкий растолковывает нам библейский пасук (стих) об употреблении мацы в эпоху еще до исхода из Египта. То есть та маца, которую евреи ели в качестве рабов в Мицраиме. Мацу, толкует доктор Винницкий, давали евреям с целью, чтобы она долго переваривалась в желудке. Маца, утверждает он, весьма тяжелый хлебный продукт. А что касается изделий из мацы, то это вообще — попросту резня! «А шхите», говорит он. Так называемое блюдо «гефриште моцес», размягченная и пожаренная маца с яйцом, — ну это абсолютно вредная еда для здоровья!

Доктор Бендерский не такой плохой человек, как д-р Винницкий: он категорически заявляет, что изделия из мацы могут есть даже больные евреи. Блюда из мацы полезны для тела, также как, к примеру, макароны или лапша. А д-р Винницкий только то и делает, что пугает читателя вредностью мацовых блюд, как шаббатний проповедник: «Сердце слабеет, легкие работают слабо, печень пошаливает, селезенка и почки стареют, не говоря уже о мозгах». — И по этой прничине д-р Винницкий советует «воздержаться от мацы», ну, подумаешь, каких-нибудь восемь дней, и тут же приводит уместную поговорку: «от умеренной еды — умеренно и умирают». Каково? Пасхальную неделю можно и потерпеть, ничего страшного!

Нет, не таков доктор Бендерский! Вероятно, доктор Бендерский попросту обожает мацовые блюда, всякие там латкес-шматкес, кнейдлех-шмейдлех, полирчики и т.п. Он говорит, что только больные люди придумали это слово «вредность», что больному желудку всегда плохо, что в него не положи, хоть на Песах, хоть на Суккот, хоть посреди недели, хоть в субботу вечером (клянусь, он прав!) Доктор Бендерский говорит, что он слышал от самих больных, что маца положительно действует на их желудки, точнее: на их кишки. Выходит, в таком случае, что маца просто лекарство для желудка, имеется в виду, для больных кишок! В таком разе употребление мацы превращается в некое наслаждение, чтоб мне так жить.

Послушайте однако, что по этому поводу говорит д-р Винницкий. Д-р Винницкий сокрушается, что мир ведает о «вредности» не самой мацы, а ее производных, как уже говорилось: латкес, кнейдлех, жареной мацы с яйцом и т.п. Д-р Винницкий ссылается на самого Рамбама (Маймонида), который еще несколько столетий назад предупреждал любителей мацы, чтобы остерегались излишнего потребления пасхальных опресноков!

Два врача из одного города, а какая разница во мнениях? Какой контраст! Доктор Бендерский говорит о пасхальной еде с любовью, с удовольствием, даже читать приятно. «Ешьте, говорит он, мои дорогие братья и сестры! Ешьте, хрумкайте и просто мацу, и латкес, и кнейдлех, и да будет вам во здравие!» А д-р Винницкий, словно камни на сердце кладет, портит все настроение от пасхальной трапезы, внушает, что здоровье должно быть дороже, чем минутное наслаждение от еды!..

Правда, доктор Бендерский сопровождает свое медицинское изложение советом, что, в случае, если потребление мацы кому-то повредит, то непременно надо показаться врачу (спасибо за ценный совет, ей-богу!). Но ценность его совета еще весомей тем, что несколькими строками ранее он, доктор Бендерский, оговорился, что, мол, не все что доктор говорит, истина… В этом смысле д-р Винницкий не таков, он ведет речь более ответственно, полагая, что он обязан, как доктор уберечь представителей своего народа от пищи, которая может повредить…

Теперь остается лишь вопрошать: коль скоро два доктора, и оба евреи, и оба из одного города, и оба высказывают свое мнение на понятном нам жаргоне, и при этом один говорит так, другой эдак, один говорит: «Ешьте, братья, мацу, и кнейдлех, и латкес, и т.п.!» — а другой говорит все наоборот: «Оберегайтесь и воздерживайтесь!», то есть, избегайте пищи, вредной для желудка, — да, так как же быть? Что есть на Песах еврею???

Может статься, что доктора нам ответят на этот резонный вопрос, год еще велик.

1904 г.

Перевод с идиша Льва ФРУХТМАНА

фото: открытый доступ
Go to top