Удивительная фотовыставка проходит сейчас в Музее Эрец- Исраэль. На ней представлены фотографии начала прошлого века, напечатанные со стеклянных негативов, фотографии, которые не могли напечатать в те времена, так как негативы были битыми или бракованными.
Выставка так и называется «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит». Эти фотографии ранее никогда и нигде не выставлялись.
В архиве Еврейского национального фонда хранится множество негативов фотографий на стекле прекрасно сохранившихся с тех времен. И хотя все они хороши, на выставку куратор Одед Балильти выбрал коробку с разбитыми стеклами, на которой было написано «Разбито и восстановлению не подлежит».
Откуда они взялись?
В 20-30-40 годы прошлого века Еврейский национальный фонд (ККЛ) пригласил профессиональных фотографов, выпускников европейских университетов, чтобы фотографировать и документировать происходящее в Эрец-Исраэль для простой и понятной цели. В отсутствии телевидения и интернета фотографии должны были быть использованы как доказательства больших изменений происходящих в Эрец-Исраэль, чтобы евреи в галуте почувствовали, что они участники возрождения Земли Израиля и жертвовали бы денежки на общее еврейское дело.
Нам это дает удивительную возможность заглянуть в жизнь людей, живших на этой земле.
Евреи Иерусалима идут к "кедру Герцля" в день годовщины смерти Беньямина Зеэва Герцля. 1912г., Яааков Бен Дов.
Взгляд на Пурию, 1940г., Авраам Малавский.
В 1851-м году в Европе вместо очень сложной дагеротипии стали использовать технологию обработки фотографий с помощью стеклянных пластин (коллоидную технологию). Эта технология называлась также методом «мокрых пластин» - методом, основанном на использовании вязкого материала коллодия. К сожалению, стекло бьется и из=за этого возникали проблемы. Удивительно, что в ЕФН сохранились битые и бракованные стеклянные пластины - вполне могли выбросить.
Трудовая деятельность в самых разных областях жизни еврейского ишува.
Рытье центрального водосборника для дренажа долины Звулун, 1925г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Погрузка винограда на телегу для перевозки в винодельню. 1928г., Яков Бен-Дов.
Небольшой перерыв во время работ по осушению болот в долине Звулун, 1929г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Явно постановочная фотография в стиле жанровых сценок. Так четко закомпановано, что так и видишь картины того времени, написанные маслом.
Сбор винограда в Эйн-Ахореш, 1930г., Авраам Малавский.
Цитрусовая плантация в Ган Руах, 1935г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Только посаженные молодые цитрусовые деревья, они были хай-теком тех времен... А в наше время эти прекрасные плантации вырубают и или их застраивают или засаживают деревьями авокадо.
Извлечение меда из ульев, Ган Шмуэль, 1958г., Золтан Клюгер.
Авторы выставки специально не убирали трещины между кусками пластин, что в наше время сделать очень просто. Они решили, что это даст некоторое новое композиционное решение, добавит что-то еще старым фотографиям.
Дети - наши общее будущее, как не показать их потенциальным спонсорам.
Дети Метулы, 1934г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Посадки эвкалиптов в Нахалат Йегуда, 1925г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Именно Еврейский национальный фонд (ККЛ) активно занимался посадкой лесов с самого момента создания самого фонда. И конечно же, на фотографиях отражена эта сторона его деятельности. Мы видим самое зарождение огромного количества израильских рукотворных лесов.
Лес ЕНФ в Кирьят-Анавим, 1928г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Вот молодой сосновый лес. Как только сосну нынче не ругают, а она была первопоселенцем леса и блестяще выполнила свою задачу.
В те времена встреча простого человека из поселения и фотоаппарата была редким явлением. Фотограф и его фотоаппарат в те времена очень уважаемы. Сфотографированный ощущал, что удостоился минуты истории. Он с желанием отвечал на просьбы участвовать в постановочной фотографии. Тогдашние фотографии воспринимались многими как замена рисунку.
И фотографы знали, что они причастны к истории. Многие видели в своей работе необходимость "заморозить" для вечности дорогие минуты, которые никогда не вернутся.
Портретов на выставке немного, но они очень хороши.
Поселенец из Кфар-Хасидим, 1925г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Первопроходец, 1930г., Авраам Малавский.
Сторож и его собака в полях гибуца Гезер, 1946г., Авраам Малавский.
Приезд спонсора тоже событие, которое надо запечатлеть.
Гари Левин, американский спонсор, посещает Иорданскую долину, 1934г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Еще один способ сбора денег - концерты в пользу ЕНФ.
Профессор Давид Шор дирижирует концертом в пользу Еврейского национального фонда у подножия башни Давида, Иерусалим, 1926г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Источник: Центральный еврейский ресурс