Удивительная фотовыставка проходит сейчас в Музее Эрец- Исраэль. На ней представлены фотографии начала прошлого века, напечатанные со стеклянных негативов, фотографии, которые не могли напечатать в те времена, так как негативы были битыми или бракованными.

Выставка так и называется «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит». Эти фотографии ранее никогда и нигде не выставлялись.

 

Roim Shakuf Collage2 a

 

 В архиве Еврейского национального фонда хранится множество негативов фотографий на стекле прекрасно сохранившихся с тех времен. И хотя все они хороши, на выставку куратор Одед Балильти выбрал коробку с разбитыми стеклами, на которой было написано «Разбито и восстановлению не подлежит».

Откуда они взялись?

В 20-30-40 годы прошлого века Еврейский национальный фонд (ККЛ) пригласил профессиональных фотографов, выпускников европейских университетов, чтобы фотографировать и документировать происходящее в Эрец-Исраэль для простой и понятной цели. В отсутствии телевидения и интернета фотографии должны были быть использованы как доказательства больших изменений происходящих в Эрец-Исраэль, чтобы евреи в галуте почувствовали, что они участники возрождения Земли Израиля и жертвовали бы денежки на общее еврейское дело.

Нам это дает удивительную возможность заглянуть в жизнь людей, живших на этой земле.

 

er 1

Евреи Иерусалима идут к "кедру Герцля" в день годовщины смерти Беньямина Зеэва Герцля. 1912г., Яааков Бен Дов.

 

er 2Взгляд на Пурию, 1940г., Авраам Малавский.


В 1851-м году в Европе вместо очень сложной дагеротипии стали использовать технологию обработки фотографий с помощью стеклянных пластин (коллоидную технологию). Эта технология называлась также методом «мокрых пластин» - методом, основанном на использовании вязкого материала коллодия. К сожалению, стекло бьется и из=за этого возникали проблемы. Удивительно, что в ЕФН сохранились битые и бракованные стеклянные пластины - вполне могли выбросить.


Трудовая деятельность в самых разных областях жизни еврейского ишува.

 

er 3Рытье центрального водосборника для дренажа долины Звулун, 1925г., Шмуэль Йосеф Швайг.

 

er 4Погрузка винограда на телегу для перевозки в винодельню. 1928г., Яков Бен-Дов.


 
er 5Небольшой перерыв во время работ по осушению болот в долине Звулун, 1929г., Шмуэль Йосеф Швайг.

Явно постановочная фотография в стиле жанровых сценок. Так четко закомпановано, что так и видишь картины того времени, написанные маслом.

 

er 6Сбор винограда в Эйн-Ахореш, 1930г., Авраам Малавский.

 

er 7Цитрусовая плантация в Ган Руах, 1935г., Шмуэль Йосеф Швайг.

 

Только посаженные молодые цитрусовые деревья, они были хай-теком тех времен... А в наше время эти прекрасные плантации вырубают и или их застраивают или засаживают деревьями авокадо.

er 8Извлечение меда из ульев, Ган Шмуэль, 1958г., Золтан Клюгер.

Авторы выставки специально не убирали трещины между кусками пластин, что в наше время сделать очень просто. Они решили, что это даст некоторое новое композиционное решение, добавит что-то еще старым фотографиям.


Дети - наши общее будущее, как не показать их потенциальным спонсорам.


er 9Дети Метулы, 1934г., Шмуэль Йосеф Швайг.

 

er 10Посадки эвкалиптов в Нахалат Йегуда, 1925г., Шмуэль Йосеф Швайг.

 

Именно Еврейский национальный фонд (ККЛ) активно занимался посадкой лесов с самого момента создания самого фонда. И конечно же, на фотографиях отражена эта сторона его деятельности. Мы видим самое зарождение огромного количества израильских рукотворных лесов.

 

er 11Лес ЕНФ в Кирьят-Анавим, 1928г., Шмуэль Йосеф Швайг.

Вот молодой сосновый лес. Как только сосну нынче не ругают, а она была первопоселенцем леса и блестяще выполнила свою задачу.


В те времена встреча простого человека из поселения и фотоаппарата была редким явлением. Фотограф и его фотоаппарат в те времена очень уважаемы. Сфотографированный ощущал, что удостоился минуты истории. Он с желанием отвечал на просьбы участвовать в постановочной фотографии. Тогдашние фотографии воспринимались многими как замена рисунку.
И фотографы знали, что они причастны к истории. Многие видели в своей работе необходимость "заморозить" для вечности дорогие минуты, которые никогда не вернутся.

Портретов на выставке немного, но они очень хороши.

 

er 12Поселенец из Кфар-Хасидим, 1925г., Шмуэль Йосеф Швайг.

 

er 13Первопроходец, 1930г., Авраам Малавский.

 

er 15Сторож и его собака в полях гибуца Гезер, 1946г., Авраам Малавский.

 

er 16Приезд спонсора тоже событие, которое надо запечатлеть.

Гари Левин, американский спонсор, посещает Иорданскую долину, 1934г., Шмуэль Йосеф Швайг.

 

er 17Еще один способ сбора денег - концерты в пользу ЕНФ.

Профессор Давид Шор дирижирует концертом в пользу Еврейского национального фонда у подножия башни Давида, Иерусалим, 1926г., Шмуэль Йосеф Швайг.

Источник: Центральный еврейский ресурс

 

Go to top