Восхитительной красоты Хеди Ламарр стала не только известной актрисой, вдохнув жизнь в потрясающие женские образы австрийского и голливудского кино, но и великим изобретателем 20-го столетия. Стереотипы - красивая женщина не может быть умной - разбиваются в прах, когда вы знакомитесь с биографией этой удивительной женщины.
Хеди Ламарр, урожденная Хедвига Ева Мария Кислер, родидась в Вене 9 ноября 1914 года в еврейской семье. Отец ее был из Львова, Мать - из Будапешта. И уже в 19 лет стала очень известной актрисой, снявшись, в сенсационном для того времени, фильме "Экстаз".
В те же 19 лет Хеди Ламарр вышла замуж за крупного австрийского промышленника. Брак был несчастливым и она, понимая изменения политической ситуации в Европе в середине 30-х, принимает решение бежать из семьи и от нацизма в Америку.
Актрисе не пришлось обивать пороги Голливуда, так как ее дебют в картине «Экстаз» был очень заметным.
В 1940 году Хеди снялась вместе с Кларком Гейблом и Спенсером Трейси в фильме «Шумный город», в том же году Ламарр вновь снималась с Гейблом в фильме «Товарищ Икс». В 1942 году Хеди снялась в фильме «Равнина Тортилья» c Трейси и Джоном Гарфилдом и в фильме «Белый груз», ставший наиболее известным из фильмов Ламарр во время ее сотрудничества с MGM. Это было плодотворное десятилетие, начиная с 1940 года до 1949. В общей сложности актриса снялась в 18 фильмах - такой востребованности могли позавидовать многие звезды Голливуда.
Когда началась Вторая мировая война, ненавидящая фашизм актриса, переполненная техническими идеями, обратилась в созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности США Национальный совет изобретателей и предложила свои услуги. Там ей порекомендовали использовать обаяние для продажи облигаций оборонного займа, и она собрала, таким образом, 7 миллионов долларов. Во время проведения этой акции каждый купивший облигаций на 25 000 долларов получал поцелуй самой Хеди, и желающих было немало.
«Любая девушка может быть обворожительной. Все, что нужно, это стоять смирно и выглядеть глупенькой», - говорила Хеди. Однако ей самой совершенно не хотелось выглядеть в реальной жизни очаровательной глупышкой. Будучи талантливой актрисой она проявляла огромный интерес к механике и электронике того времени.
Но недюжинный интеллект Хеди Ламарр оставался невостребованным до встречи с американским композитором-авангардистом Джорджем Антейлем. Хеди Ламарр встретила его на вечеринке летом 1940 года, и во время игры в четыре руки с Антейлом Ламарр вспомнила, как в беседах с бывшим мужем немцы жаловались, что им не удается посредством радиосигнала наводить торпеды на цель, так как корабли противника глушили сигналы помехой на той же частоте. Во время этого разговора Ламарр предположила, что можно посылать часть сигнала на одной частоте, а затем переходить на другую частоту для передачи следующей части сигнала. При согласовании передатчика и приемника в отношении перескока частот получалось бы что-то вроде игры в четыре руки, и сигнал мог бы стать устойчивым к помехам при глушении. Ламарр также предположила, что механическое согласование передатчика с приемником могло бы происходить посредством детали, похожей на валик механического пианино. Валик со штырями и приводом от хронометра выглядел достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды. Кроме того, по мнению Ламарр, система могла использовать набор из 88 радиочастот – согласно числу клавиш фортепиано. Детали изобретения отрабатывались еще несколько месяцев, и в декабре 1940 года заявка на изобретение была направлена председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу.
Кеттеринг, являвшийся главой исследовательского отдела компании «Дженерал Моторс», ранее изобрел систему зажигания, безопасное стекло и еще многое другое, отобрал изобретение Ламарр из сотен тысяч других предложений. В дальнейшем это изобретение было доработано под его руководством, и 11 августа 1942 года Ламарр и Антейлу был выдан американский патент под номером 2 292 387 на систему секретной связи Secret Communications System. Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех возможных выплат.
В ВМС США попытались осуществить замысел изобретателей на практике, но механическое управление посредством перфоленты оказалось затруднительным.
Из-за сложности воплощения этого изобретения ВМС Америки отложили на время его реализацию.
Лишь в 1957 году инженеры фирмы «Сильвания» стали экспериментировать с идеей «Системы секретных сообщений» и использовать полупроводниковые компоненты вместо механических. Появился термин «широкополосный сигнал», и идея Ламарр оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 году американские войска использовали новую радиоаппаратуру во время кубинского кризиса. Наиболее масштабное воплощение технология получила в многомиллиардном проекте военной спутниковой связи «Милстар» – части программы «звездных войн». В середине 1980-х годов Пентагон рассекретил ряд патентов, и достоинства ШПС стали доступны для гражданского применения.
Наиболее известным примером применения изобретения Хеди Ламарр на сегодняшний день является стандарт радиотелефонной связи GSM.
Хеди Ламар - удивительно красивая и талантливая женщина после серии неудачных браков Хеди Ламарр потеряла все свое состояние и фактически исчезла из общественной жизни.
В 1960-х и 1970-х годах Ламарр не снималась. Хотя ей и предлагали несколько раз сценарии, роли в рекламных роликах и сценических проектах, но ни одно из полученных предложений Ламарр так и не заинтересовало. Желание избежать излишнего внимания окружающих вкупе с проблемами со зрением вынудили Ламарр перебраться в Майами-Бич во Флориде
Остаток дней актриса провела в доме престарелых. Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав ее невероятную историю, пытались представить Хеди Ламарр к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. В 1997 году Хеди Ламарр отказалась присутствовать на церемонии вручения ей премии фонда Electronic Frontier и не пожелала принять журналистов. Она сказала: «Не думайте, что я плохо выгляжу; просто не хочу никого видеть».
Награду получил ее сын Энтони Лоудери - владелец магазина радиотелефонов в Лос-Анджелесе.
фото: откр.доступ