Стивен Спилберг - легендарный голливудский режиссер, снявший 50 всемирно известных картин и продюссировавший 130, рассказал о своем новом фильме, как прятался под партой от ракетного удара СССР, о запретах жены и о том, что может привести его в ярость.
Режиссер, создавший такие картины, как "Индиана Джонс", "Спасти рядового Райана" и "Список Шиндлера", оказался не только волшебником от кино, как величают его в Голливуде, но еще и замечательным рассказчиком. Он дал "Сегодня" эксклюзивное интервью, где откровенно рассказал о своих украинских корнях, дружбе с актерами, желании снять продолжение "Индианы Джонса" и многом другом.
О ШПИОНАХ И СССР
"Мой новый фильм называется "Шпионский мост" (уже в прокате. — Авт.). Он рассказывает о том, как ЦРУ вело переговоры с Советским Союзом об обмене сбитого над СССР американского летчика-шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса на разоблаченного русского агента Рудольфа Абеля. Этот исторический обмен произошел в Берлине в 1962 году. Там же, в Берлине, я и снимал свою картину. Более того, обмен шпионами мы снимали на Глиникском мосту — том самом, где меняли настоящих шпионов. А главную роль у меня сыграл мой старинный приятель Том Хэнкс. Он играет человека, без которого этот обмен был бы невозможен — бруклинского адвоката Донована, которому ЦРУ поручило вести это дело.
Кадр из фильма "Шпионский мост"
При этом я старался показать работу шпионов без прикрас и гламура. Это вам не Джеймс Бонд — в жизни реальных шпионов нет места скоростным тачкам и секси-красоткам. Зато есть довольно серая, кропотливо-обыденная работа.
В картине я откровенно смеюсь над одним из шпионских клише: сотрудник ЦРУ диктует герою Хэнкса номер телефона, чтобы тот его запомнил, и тут же сжигает бумажку с цифрами. А Хэнкс на него смотрит с насмешкой, как бы говоря: "Дружок, мы ведь не в кино с тобой, я ни черта не запомнил". А вообще этот фильм мог выйти еще в 1965 году. Тогда в нем хотели сыграть Грегори Пек и Алек Гиннес. Но проект заморозили — посчитали, что еще слишком рано снимать на эту тему.
Кстати, к нам на съемки заезжала канцлер Германии Ангела Меркель. Это было забавно. На улице — холодрыга, просто какой-то отчаянно злой дубарь. Мы все были одеты кто во что горазд, словно Эверест собрались покорять. И тут приезжает Меркель, а на ней какое-то легкое платье и пиджачок. Мне даже смотреть на нее было холодно, а ей все нипочем!
Помимо интересного сценария, у меня были и личные мотивы взяться за работу над "Шпионским мостом". В разгар холодной войны между СССР и США я был еще подростком, но хорошо помню тот липкий потный страх от того, что могло случиться. Что придут красные или кто-то нажмет "красную кнопку", и ядерные боеголовки разнесут наши дома… Я помню, как в школе проводились уроки по технике безопасности. В случае ракетного удара мы, школьники, должны были залезть под парты и там сидеть. Ах да, а сверху, для пущей безопасности, положить наши учебники. Представляете? С другой стороны, не скажу, что сейчас что-то сильно изменилось в мире. Посмотрите на сегодняшние отношения между Обамой и Путиным — их сложно назвать теплыми".
О ПАПЕ В МОСКВЕ
"Мой отец был инженером. И однажды он побывал в СССР — в рамках какой-то программы по обмену опытом. Причем умудрился он сделать это в самый разгар холодной войны! Так вот, папа хорошо запомнил, как москвичи выстраивались в очередь, чтобы воочию увидеть обломки самолета "подлого американского шпиона Пауэрса". Посмотрев на них, они подходили к группе американских инженеров, которых тоже привели на эту показательную акцию, и говорили: "Мы не желаем вам зла. Почему вы все время нападаете на нас? Оставьте уже нас в покое!".
О ЯРОСТИ
"Я невероятно спокойный человек. Нет, правда, мне нет смысла нервничать. Я богат, занимаюсь любимой работой. Все свои дни рождения провожу на съемочных площадках. Для меня это лучшая возможность отметить праздник. И вообще, каждый свой новый фильм я снимаю прежде всего для себя. Потому что мне это интересно. Я уже в том статусе, когда мне не надо никому и ничего доказывать. На съемочной площадке я как мальчишка, которого запустили в магазин с игрушками. Творю, что хочу. И эта свобода — невероятная радость. Но даже меня можно вывести из себя. Я буквально впадаю в ярость, если актер опаздывает на съемки. Нет, ну раз опоздать можно. Но после второго раза это уже становится системой. Если человек опаздывает — он просто тебя не уважает. А смысл мне работать с таким?
Впрочем, если уж быть откровенным, я знаю, от чего и актеры могут впасть в ярость, работая со мной. От моей коронной фразы: "Всем спасибо. Это было просто замечательно. А теперь давайте сыграем это еще раз! Мой личный рекорд — 50 дублей: думал, что актеры меня там просто растерзают".
ОБ УКРАИНСКИХ КОРНЯХ
"Я очень люблю Украину. Ведь, если вы не знали, во мне течет украинская кровь: мои бабушки и деды по материнской линии родом из Одессы. И у нас дома часто готовили борщ. Более того, в 2006 году мне посчастливилось побывать в Киеве — я представлял там картину о Холокосте. Помню, как сошел с трапа самолета и сказал: "Я дома". Первым местом, куда я тогда направился, был Бабий Яр — я просто обязан был побывать там и увидеть это страшное место своими глазами. Я был возле громадного советского памятника, возле миноры… Помню, как меня больше всего поразило, что в каких-то ста метрах от места, где истребляли людей, продают хот-доги. А само место… я его не прочувствовал полностью: время сильно его осовременило, по сути, стерло сам яр, изменило ландшафт. Лишь когда я увидел старые фотографии и карты яра, когда сопоставил яр прошлый и яр нынешний, у меня в голове наконец-то все прояснилось. Кстати, тема Холокоста тревожила и волновала меня всегда: именно история Бабьего Яра в свое время натолкнула меня на идею снять "Список Шиндлера".
О ЛИНКОЛЬНЕ
"Я не люблю политиков — они у меня вызывают что-то вроде чувства брезгливости. Единственное исключение — Авраам Линкольн. Я был совершенно счастлив, когда наконец-то снял о нем фильм. Президента в нем сыграл Дэниэл Дэй Льюис. Этот парень — фанат своего дела. Для того, чтобы как можно реалистичнее сыграть Линкольна, он практически стал им! Копался в архивах, читал документы. Он даже достал себе часы, некогда принадлежавшие президенту!".
О ГОЛЛИВУДЕ
"Мне кажется, Голливуд погубят раздутые бюджеты. Я лично знаю режиссеров, которые не возьмутся за картину, если у нее бюджет ниже $100 млн. А чем больше у режиссера денег, тем меньше работает его фантазия. А значит, из кино уходит настоящее волшебство, уступая место голому расчету. Извините, но это скучно".
О ДЕТЯХ
"Мне кажется, это очень важно — не стареть. Мне уже 68 лет — не мальчик, согласитесь. Но мне по-прежнему интересно все, что происходит вокруг меня. Я живу с широко распахнутыми глазами. Может, это потому, что у меня семеро детей (четверо из которых приемные. — Авт.). Когда ты все время проводишь среди "детского садика", то и сам становишься моложе".
О ПРИВЫЧКАХ
"Я простой парень, без понтов и запросов. Обожаю бейсболки — у меня их дома целая коллекция. И на съемках я всегда в своей старенькой счастливой бейсболке, она у меня еще со времен "Юрского периода". Что еще? Я фанат чая с мятой, за день выпиваю 10—12 кружек этого божественного напитка. При этом совершенно равнодушен к кофе, за всю жизнь выпил всего одну чашку. Как-то не зашло. А еще не пью спиртное и не принимаю наркотики. Я скучный, да?".
О КОШМАРАХ
"Самыми кошмарными в моей жизни были съемки фильма "Челюсти". Я ведь как всегда работаю? Я люблю точность во всем. Потому перед съемками у себя в голове выстраиваю каждый кадр, каждую сцену. Боже, об идеальном кадре я думаю даже во сне! А на "Челюстях"… В день мы снимали от силы три часа, а все остальное время занимались чем угодно, но только не работой: ждали, пока успокоится море, пока лодки правильно "заякорятся", пока чучело акулы-убийцы заработает — оно постоянно ломалось. Причем ломалось чаще всего прямо в кадре, из-за чего весь отснятый материал шел насмарку. Я сорвал все возможные графики — снимал картину более ста дней! Это было просто ужасно. И хотя "Челюсти" сделали отличную кассу, я тогда зарекся снимать кино, в котором действие происходит на воде".
О ХОББИ
"Кто-то собирает фигурки из "Звездных войн" или же бейсбольные карточки, а я — инопланетян. Спросите, какое у меня хобби, и я отвечу: пришельцы. Я обожаю рассказывать истории об инопланетянах. Думаю, меня этим заразил отец — он был поклонником фантастики. И я тоже".
О ХЭНКСЕ
"Я обожаю Тома. Он самый гениальный актер, которого я только знаю. Он как вулкан, только вместо лавы у него идеи. Причем придумывает он их прямо на съемочной площадке, за кофе с пончиками. А еще он может заплакать за 10 секунд: сосредоточился — и уже рыдает".
О КОМЕДИЯХ
"Я не слишком хорош в комедийном жанре. Когда-то я собрался снимать комедию "Знакомство с родителями" (с Беном Стиллером и Робертом де Ниро), но мне запретила жена. Она сказала: "Дорогой, занимайся тем, что у тебя получается лучше. А шутки не твой конек". К счастью, я оказался достаточно умен, чтобы прислушаться к ее совету (смеется). Но при этом я и себе остался верен: снять-то не снял, но спродюсировал картину".
О ПЛАНАХ
"Хочу снять фильм о братьях Райт. Эти парни были удивительными мечтателями. Они не просто витали где-то в облаках, нет — они все свои мечты воплотили в реальность. Они создали первый самолет — меня это восхищает! Самолеты — моя давняя слабость. К примеру, если чувствую себя немного подуставшим, то лучший способ разрядиться — это полетать на авиасимуляторах. Час-два такого лета — и я как новенький! Я вообще обожаю хорошие компьютерные игрушки (смеется).
А еще, — но это пока из далеких планов, — подумываю снять пятого "Индиану Джонса". С Харрисоном Фордом, конечно же!
Что еще… Много лет мечтаю сделать какое-то нежное кино о любви. Чтоб без фальши, но чтобы все в зале рыдали. А еще безумно хочу поставить мюзикл — что-то вроде "Вестсайдской истории"!
Вот чего точно никогда не буду делать, так это снимать продолжение "Инопланетянина". Понимаете, для меня эта картина особенно личная. Если хотите, я питаю к ней самые нежные чувства. Делать сиквел… Зачем? Оригинал ему не превзойти. Он идеален".
ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: Том + Стивен = блокбастер
В связке "актер — режиссер" фильм "Шпионский мост" — уже четвертая совместная работа для Тома Хэнкса и Стивена Спилберга. И восьмая с Хэнксом, где Спилберг выступает как продюсер.
Друзья в жизни и в работе
Первым фильмом, в котором Том сыграл у Стивена, стала нашумевшая военная драма "Спасти рядового Райана" (1998). При бюджете в $70 млн картина собрала в мировом прокате $481 млн и получила два "Золотых глобуса" (в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер").
Несмотря на то, что со дня выхода "Райана" прошло уже 17 лет, фильм до сих пор впечатляет реализмом и масштабностью постановки боевых сцен (в основе сюжета — высадка американского десанта в Нормандии). "Стивен гонял нас как проклятых, — вспоминал позже Том Хэнкс. — Мы два месяца жили в военном лагере, сидя в окопах, по уши в дерьме и земле. После съемок я еще месяц не мог выковырять грязь у себя из-под ногтей. Мы всегда и везде ходили с оружием, даже если шли просто выпить кофе. Мы спали с оружием. Мы даже в туалет ходили с ним".
"Спасти рядового Райана" (1999)
Второй их совместной картиной стала криминальная драма "Поймай меня, если сможешь" (бюджет — $52 млн, сборы — $352 млн). Партнером матерого Хэнкса стал тогда еще только набиравший обороты молоденький ДиКаприо. Собственно, героя Лео, изобретательного афериста, и ловил Том, игравший агента ФБР. После окончания съемок Хэнкс сказал о Лео следующее: "Этот парень переплюнет всех. Он потрясающий актер. Я снимаю перед ним шляпу!". Фильм был номинирован на "Оскар", но, увы, остался без наград.
"Поймай меня, если сможешь" (2002)
Третьей работой для дуэта стала комедийная мелодрама "Терминал", в которой Хэнкс сыграл Виктора Наворски, застрявшего в аэропорту (на его родине произошел переворот, и паспорт Виктора оказался недействительным). Бюджет — $50 млн, сборы — $218 млн. Чтобы лучше "ухватить" свою роль, Хэнкс прожил неделю в реальном аэропорту. Он брился и умывался в туалете, питался в тамошнем буфете и подрабатывал, помогая пассажирам переносить объемные сумки. Кстати, фильм основан на истории, случившейся с Мерханом Карими Нассери — гражданином Ирана, у которого "увели" все документы и который из-за этого застрял в аэропорту Шарля де Голля в Париже.
"Терминал" (2004)