Песах - древнейший еврейский праздник, связанный с одним из самых важных событий в истории еврейского народа. Это Исход евреев из египетского рабства.

83687112 14 PesahПроизошло это более трёх тысяч лет тому назад, 15 числа месяца Нисана, считается, что именно в этот день Пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.

Для евреев слово "песах" имеет значение "прохождение мимо". По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой египетской семье. Еврейским же семьям перед этой "казнью египетской" было велено заколоть по ягненку и его кровью помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо (песах) домов иудеев в ту самую ночь, когда поражены были первенцы Египта.

Только после этого фараон разрешил евреям покинуть свою страну. Исход их из египетского рабства был спешным и квашни не успели вскиснуть. Вследствие чего выпекаемый хлеб был пресным, что и стало неотъемлемой традицией - в дни Песаха есть безквасный хлеб - мацу. Что, безусловно, очень символично.

На седьмой день еврейского Исхода в Красном море образовался проход, и евреи смогли его перейти. Но море обратно сомкнулось, не давая египтянам, которые их преследовали, продолжить погоню.

В наши дни празднование длится неделю с пятнадцатого по двадцать первое число месяца весны по еврейскому календарю. Одним из самых важных обрядов во время празднования это праздничная трапеза, во время которой вся семья и гости читают Агаду, то есть записи, которые рассказывают об истории Исхода еврейского народа из Египта. Эта трапеза именуется седер, которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Посуда из которой едят евреи на Песах очень важный элемент праздника, она тщательно выбирается. Многие евреи покупают целый комплект посуды специально к этому событию.

Блюда, которые считаются обязательными в праздничном меню: маца, ее едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит; горькая и тертая зелень - марор и хазерет - символизирует горечь египетского рабства, ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. А так же смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - харосет - напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.

За трапезой выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для Пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную "ночь бдения", поэтому в конце седера в ознаменование "бодрствования духа" открывают входную дверь.

Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году - в Иерусалиме!".


После пасхального седера наступает день, когда все религиозные люди проводят день в молитвах и отдыхают. В этот день нельзя работать. Обычно люди проводят это время в кругу семьи и близких. Следующие пять дней являются полупраздничными и в это время множество фирм и предприятий работают пол дня или не работают совсем.
Пасхальная неделя завершается еще одним праздничным днём.

Всех читателей поздравляем с праздником и, как мы вспоминаем избавление отцов наших, так же пожелаем друг другу в эти дни избавления и полной победы над "фраоном" в жизни каждого из нас нашей страны.

Хаг Песах кошер ве-самеах!

фото: открытый доступ

 

Go to top