- Подробности
-
Создано: 29 Август 2017
С 6 по 10 августа 2017 года в Берлине, при поддержке Посольства Федеративной Республики Германии в Украине состоялся семинар для музейных работников Украины «Геноцид европейских евреев – История и Память».
12 музейных работников из Киева, Броваров, Белой Церкви, Мелитополя, Житомира и Винницы - представители Музея национальных меньшинств при Ассамблее Национальностей Украины, Белоцерковского краеведческого музея, Музея космонавтики им. С.П. Королева, Национального музея истории Украины, Винницкого областного Художественного музея, Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр», Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, Музея Мелитопольской городской еврейской общины, Национального музея истории Украины во Второй мировой войне – в августе этого года смогли побывать на семинаре в Берлине.
Четырехдневный семинар включал в себя посещения музеев и исторических мест Берлина, лекции и рабочие мастер-классы, общение в группах, где проходили дискуссии на основе документов и музейных экспозиций периода нацизма, которые стали для многих, по сути, весомым открытием в области повышения уровня профессионализма музейных работников.
Уве Ноймеркер, Божена Казакевич, Мартин Волчанов, Мария Гончаренко, Марина Чернивски, Себастиан Герхард и Татьяна Маныкина – сотрудники Фонда Мемориал «Информационный центр памяти 6 миллионов евреев Европы», Дома Ванезейской конференции, музея «Топография террора» – анализировали процесс установления нацистской диктатуры, преступления нацистов, осуществлявших программу уничтожения евреев, синти и рома, гомосексуалистов, психически больных людей. На семинаре были проанализированы принципы создания музейных экспозиций, изучены газеты и фотодокументы, процесс осуществления действий для созидания в восприятии людей образов памяти о событиях, работа музейных работников вчера и сегодня. Наши музейные работники получили исчерпывающее представление о культуре памяти в современной Германии, о том, как сегодня рассматриваются в этой стране Холокост и о сути национал-социализма.
Обо всём этом, а также о личных впечатлениях и запоминающихся событиях, подробно рассказали непосредственные участники семинара.
Руководитель отдела по связям с общественностью и научно-просветительской работе Музея космонавтики им.С.П.Королева; руководитель отдела общинного развития, автор и ведущий музейного проекта «Штетл» Благотворительного Центра «Хэсэд Шломо» Ирина Александровна Вишневецкая:
«...На высоком профессиональном уровне прошел семинар украинских музейных работников, который с 6 по 10 августа состоялся в Берлине, организованный Еврейским фондом Украины при поддержке Посольства Федеративной Республики Германии в Украине, фонда "Мемориал убитым евреям Европы" и Дома Ванзейской конференции в рамках проекта "Защитим память".
Для большинства участников сама поездка в Берлин - столицу Евросоюза - стала настоящим праздником и, без сомнения, будет важной вехой в дальнейшей профессиональной деятельности. Нельзя не отметить великолепную работу студентки с Украины Марии Гончаренко, которая с большим тактом, уважением и любовью провела экскурсию по городу. Поразил Берлин - яркая, многоликая поликультурная столица, впитавшая многие миры и сумевшая сохранить свое лицо - лицо города, который, пережив в 20 веке трагедию национал-социализма, в 21-м пришел к прощению, общечеловеческому гуманизму и толерантности. Берлин прекрасен тем, что лишен поверхностного столичного пафоса. Это город-музей, открытый миру и каждому человеку. Символом открытости и прозрачности нынешней власти и нынешней Германии стал стеклянный купол Рейхстага, построенный в 1999 году.
Огромное впечатление произвели блистательные образцы музейной работы - экспозиционной, экскурсионной, методической. Музейные, информационные центры и их сотрудники стремятся не к традиционной для наших музеев, декларативности в трансляции и интерпретации истории, а пробуждают активную работу души и сердца, заставляют задуматься. Музеи, информационные центры - это места интеллектуального диалога: экспозиция - посетитель - экскурсовод.
Драма Германии времен Гитлера осмыслена очень искренне, глубоко и откровенно. Объектом для исследования и музейной презентации может стать даже незначительное событие истории. Имена обычных граждан, погибших во время Второй мировой, запечатлены на "камнях преткновения" (небольших латунных плитах, которые укреплены в мощеные улицы, на которых люди жили). Между домами - так называемые "пустые места", оставленные на месте разрушенных домов. А на стенах оставшихся домов - имена погибших жителей. Каждая улица становится частью большого музея, имя которому Берлин. Всюду стремятся сохранить и защитить память. Даже Берлинская стена, разделявшая Германию на запад и восток, на друзей и врагов, сохранена в виде линии, пронизывающей весь город, как напоминание о трагедии прошлого. На одной из улиц - городская скульптура - "Человек на стене" - скромный памятник обычному человеку, преодолевающему и побеждающему Стену.
Два тысячелетия еврейско-немецких отношений, историю Холокоста, ярчайшее познание живой истории европейских евреев подарил музейщикам Украины Еврейский музей Берлина, соединивший традиционный классический образ Музея с множеством подлинных экспонатов и во многом метафорическую историю Холокоста с уникальными архитектурными композициями "Сад изгнания", "Башня Холокоста", инсталляцией "Опавшие листья". Современные экспозиционные решения обращаются в глубины сознания и подсознания посетителя, пробуждают душу к активному сопереживанию.
"Мемориал убитым евреям Европы" представляет собой тысячи безымянных надгробий, символизирующих бессмысленную гибель миллионов евреев - детей и взрослых, мужчин и женщин, гениев и обычных граждан - просто людей. А под мемориалом - информационный центр нацистского террора. Миллионы имен, судьбы, отраженные в фотодокументах, аудио-, видеоматериалах, письмах.
Директор Фонда Уве Ноймеркер познакомил музейщиков Украины с историей создания мемориала и работой Фонда. Наша землячка, студентка с Украины Божена Козакевич, выступила с презентацией проекта "Защитим память".
Дом Ванзейской конференции - совещания представителей нацисткой партии, на котором были определены пути и средства "окончательного решения еврейского вопроса" и создана программа геноцида еврейского народа. И снова знакомство с современными музейными технологиями - взаимные уроки, на которых школьники самостоятельно изучают тему и представляют ее своим одноклассникам, блистательные воркшопы Татьяны Маныкиной "Фотография как исторический источник" и "Значение и воздействие нерассказанных историй" Марины Чернявски.
В Еврейском музее Берлина перед посетителями предстают две трагические дороги, которые открывались перед евреями времен Гитлера: дорога изгнания в чужие страны, и дорога смерти - дорога Холокоста. Но есть и третья еврейская дорога, также представленная в еврейском музее Берлина. Это дорога творчества и созидания, труда, борьбы и победы - дорога еврейской культуры, еврейских свершений, мир еврейских мыслителей, общественных деятелей и ученых, музыкантов, писателей, мир миллионов людей труда. Хочется верить, что по этой дороге еврейский народ будет идти всегда...»
Заместитель директора по научной работе Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины Ирина Александровна Мелешкина:
«...Приглашение в Берлин, на Семинар «Геноцид европейских евреев – история и память украинских музейных работников» для меня лично стало логическим продолжением целого ряда практических мероприятий – семинаров, конференций и т. п., организованных Еврейским фондом Украины для повышения квалификации и углубления знаний сотрудников украинских музеев, работающих с тематикой еврейской истории ХХ века, и, особенно, самой трагичной её страницы – Холокоста.
Участникам семинара была предложена насыщенная и разнообразная программа образовательных, ознакомительных и практических мероприятий, презентующих еврейскую историю Берлина, трагическую судьбу евреев Европы, увековечивание памяти про Холокост.
Немецкие коллеги дали нам пример профессионализма и толерантности: сложный разговор о трагических страницах истории еврейского народа подан конструктивно и всесторонне, а сохранение памяти касается всех категорий жертв геноцида, без разделения на первостепенных и «всех остальных».
Возможность познакомиться с новейшими тенденциями современной музеологии (а именно на основе таковых работает выставочно-информационный центр фонда «Мемориал убитым евреям Европы») чрезвычайно важна для меня лично, как для сотрудницы музея, ведущей активную экспозиционно-выставочную работу. В экспозиции Еврейского музея Берлина впечатляет баланс между мощными инсталляциями, уникальными артефактами, а также современными интерактивными средствами передачи информации. Все эти составляющие в комплексе создают яркую и наполненную глубокими смыслами картину жизни евреев Европы. Тем весомее и глубже посетители могут прочувствовать трагедию Холокоста. После личного знакомства с экспозициями и выставками становится понятным, почему Мемориал убитым евреям Европы входит в десятку наиболее посещаемых памяток Берлина, а Еврейский музей – в десятке самых популярных музеев города.
В Доме Ванзейской конференции участники семинара ознакомились не только с интересной экспозицией, но и с методикой эдукационных программ на ней – практика «взаимных» экскурсий, самостоятельная работа школьников. Чрезвычайно интересным и плодотворным оказалось практическое занятие с профессиональным психологом Мариной Чернивски, работающей в сфере памяти поколений, исторических травм.
Работа Семинара «Геноцид европейских евреев – история и память украинских музейных работников» была очень насыщенной, интересной, познавательной, а кроме того – чрезвычайно важной для профессионального роста музейщиков Украины....»
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального Музея истории Украины Тамара Александровна Куцаева:
«...Проект «Защитим память»
Представление проекта было содержательным, дополнено интересной презентацией, значительно расширило знания о теме. Важными были акценты на то, что проект направлен на общины, которые стремятся участвовать в формировании культуры памяти о Холокосте в Украине, что проявится в заботе об обустройстве мест памяти, при этом проект предлагает алгоритм обустройства этих мест, следовательно его локальность НЕ умаляет значения в масштабах Украины. Откровением стал рассказ о предостережениях, с которыми приходится сталкиваться на бюрократическом, юридическом уровнях во взаимодействии с местными чиновниками и владельцами земельных участков, где находятся места массовых захоронений жертв. Важной составляющей для распространения информации о проекте в музеях городов стало предложение получать информационные письма и предоставление участникам семинара презентации проекта (и всех презентаций, сопровождали доклада).
Воркшопы.
1. Воркшоп «Фотография, как исторический источник» стал практическим тренингом для выставочной и экскурсионной работы. Критический анализ, выходящий за поверхностную оценку сюжета отдельной фотографии, позволяет принимать сознательные решения по отбору изображений из коллекций и обсуждать содержательность фиксации событий истории с персонажами на фото. Такая практика в Украине не распространена. Особенно заинтересовала необходимость переосмысления содержания пропагандистских фотографий и принятия решений о продлении их экспонирования, возможности показа «банальности зла» и другие.
2. Наиболее неожиданным, эмоциональным был вокршоп «Значение и влияние нерассказанных историй». В Украине нет специалистов, работающих с травмами и посттравмами Второй мировой войны и Холокоста, тем более в музеях. Кроме того, что после установки атмосферы доверия смогли прозвучать высказывания о семейной (индивидуальной) памяти участников семинара, ведущая воркшопа, марина Чернивски разъяснила разницу эмоционального восприятия и готовности обсуждать эти проблемы в разных обществах. Это пригодится при коммуникации с посетителями собственного музея.
Экскурсии.
1. Экскурсия в Еврейском музее была одной из ключевых по содержанию и опыту построения экспозиции, ведь музей комбинирует две её формы - нарративную и обьектноориентованную. Конечно, радует возможность поделиться впечатлениями с коллегами об эмоциональных эффектах галерей с названиями пунктов эмиграции и депортаций, сада изгнанников и башни Холокоста, ведь реализовать подобное в украинских реалиях пока невозможно. Однако, реально впечатляет восприятие практик презентаций экспонатов, подготовки экспликаций, налаживание обратной связи с посетителями и тому подобное. Очень впечатляет, что музей за счет архитектурных и дизайнерских решений работает с теми человеческими эмоциями, которые глубже чем страх и агрессия от наблюдения доказательств человеческих трагедий.
2. Посещение Рейхстага, кроме впечатления от осмотра памятника архитектуры, позволило увидеть городское пространство центра Берлина и нераздражающее присутствие в нем памятников разных эпох, в частности, поля Стелл.
3. Посещение выставки Информационного центра, кроме технического оснащения, поразила тем, что в содержании текста аудио гида не звучит утверждений, относительно которых можно было бы вести политическую или мировоззренческую дискуссии. Заинтересовали приемы построения выставки, разграничения пространства, работа со светом, и, как следствие, - эмоциями, размещение объектов на полу, комбинирование черно-белых и цветных фотографий. Впечатлило количество фактов, посвященных Холокосту в Украине и рассказ о лагере «Белжец».
4. Экскурсия «Стеллы» дала понимание актуальности абстракции, которая не создает конкретного образа, слогана, в создании символа Холокоста для различных по происхождению, знаниям, опытом и целями аудиторий. Особому погружению в тему помогли побуждения экскурсовода к обсуждению образов, возникающих во время пребывания среди стел; разъяснения эмоциональных аспектов памятника, но не навязывание отдельных мыслей; использование портфолио объекта; критическое отношение к процессу создания поля стел и тому подобное.
5. Экскурсия по Дому Ванзейской конференции была одной из ключевых во время семинара по содержанию и перенятию опыта построения экспозиции. Особым стало то, что и эта экспозиция побуждает к осознанию ключевых причин Холокоста через нарратив, который позволяет осмысливать историю, искать ответы, оставляет вопросы, а не предлагает изначально выводы, формирующие чувство ярости, вины, осуждения потомков и тому подобное. Открытием стало то, что в отличие от украинских музейных практик, музеефикация памятника произошла не из-за наполнения здания мемориальными предметами, а через превращение здания в артефакт и нарративный музей. Актуальным для собственной практики стало разъяснение такого формата работы со школьниками, как взаимные экскурсии.
6. Экскурсия «Культура памяти и еврейский Берлин», кроме раскрытия смысла памятников, показала неизвестный Украинский экскурсоводам формат экскурсии в туристическом городском пространстве - «экскурсия по пустым / несуществующим местам». Поразила легкость языка экскурсовода Татьяны Маныкиной и уважение к объектам о которых шел рассказ. Подобной была и экскурсия по памятникам других категорий жертв. Помощь экскурсовода позволила больше понять эмоциональную нагрузку памятника убитым синти и рома, сравнить его с теми, что есть в Украине, но не определять лучше / хуже.
7. Экскурсия по выставке центра «Топография террора» особенно заинтересовала по нескольким причинам. Благодаря индивидуальному и проблемному подходу, учитывая тематику семинара, посещение выставки открыло ее новые аспекты, темы. Рассказ Себастиана Герхарда не был типичным хронологическим изложением исторических знаний, которые у экскурсовода значительны, а был построен через презентацию проблематики отдельных тем, сравнения культуры памяти различных обществ на конкретных примерах, толкование эмоциональной и смысловой нагрузки объектов выставки. Особенно запомнилась коммуникация с группой в форме побуждения к критическому анализу и обсуждение фотографий, к чему мы уже были подготовлены воркшопом «Фотография, как исторический источник». И, хотя опять сильно поразило количество фотографий с жертвами казней, однако заменить их исключительно «отравленными пейзажами» наверняка невозможно, а экскурсовод понятно объяснял их назначения в экспозиции.
Важным было то, что все экскурсоводы вели экскурсии в демократическом стиле, выделяли время на обсуждение, рефлексию, ставили целью проблемные обсуждения с иллюстрациями через экспонаты и объекты, спрашивали, какие темы уже обсуждались во избежание повторов.
Логистика.
Очень положительным было передвижения группы по городу на общественном транспорте. Это позволило не только быть мобильными в передвижении, но и по-особому окунуться в атмосферу Берлина, топонимику улиц, в частности, во время путешествия в Дом Ванзейской конференции...»
Четыре августовских дня группа музейных работников из разных регионов Украины – всего 12 человек – провела в Берлине, на семинаре «Геноцид европейских евреев - история и память украинских музейных работников» (Seminar “The Genocide of European Jews – History and Memory of Ukrainian museum workers”).
Участники провели продуктивную работу с пониманием серьёзности и актуальности темы семинара. По существу, программа началась непосредственно в день прилёта группы в маленький Берлинский аэропорт Тегель, а закончилась спустя несколько дней, в день, накануне отлёта.
Этот, последний, день в Берлине закончился подведением итогов – сначала на заключительной беседе по завершению семинара в помещении «Информационного центра памяти 6 миллионов евреев Европы» вместе с Татьяной Маныкиной, Марией Гончаренко и Боженой Козакевич, а потом – на радушном торжественном ужине, где вся группа украинских музейщиков благодарила организаторов проекта. Традиционно, всеми участниками семинара были подарены сувениры организаторам. Пусть украинские сувениры будут приятным напоминанием о группе музейных работников и самой Украине, в которой продолжают учится хранить историческую память.
По материалам пресс-центра Еврейского Фонда в Украине