- Подробности
-
Создано: 03 Февраль 2017
Тема Холокоста тяжелая, и поэтому фильмы о нем снимают нечасто. Депортации, поломанные судьбы, лагеря смерти, крематории, массовые захоронения, отрицание — все это сложно принять до сих пор. Но даже спустя 80 лет разговор о Катастрофе остается актуальным. На фоне роста ультраправых настроений, вспышек антисемитизма в Европе и намеренного искажения истории важно напоминать миру, к каким трагическим, а главное, необратимым последствиям может привести ненависть к ближнему.
«Ида»
Черно-белая картина «Ида» (2013) польско-британского режиссера Павла Павликовского получила «Оскар» как лучший фильм 2015 года на иностранном языке, а также множество других кинонаград, включая премии Европейской киноакадемии, «Гойя» и BAFTA. Польша, 1962 год. Девушка Анна, которая собирается постричься в монахини, узнает от своей тетки, что на самом деле ее зовут Ида Лебенштейн. В годы Холокоста родители отдали маленькую Иду местному священнику, а сами прятались в лесу, пытаясь укрыться от нацистов. Но все закончилось трагически — поляки, которые поначалу семью укрывали, ее же и убили. Анна-Ида находит могилы родных и переосмысливает свою жизнь. В то же время девушка сталкивается с испытаниями настоящего — она переживает самоубийство тети, за считаные дни до пострига ныряет в бездну плотской любви, но все-таки возвращается в веру. Правда, не ту, в которой родилась.
«Рай»
Еще один современный черно-белый фильм. Картина Андрея Кончаловского «Рай» (2016), которая в прошлом году завоевала несколько международных наград, включая «Серебряного льва» за режиссерскую работу на Каннском кинофестивале, оказалась в шорт-листе «Оскара» 2017, но в список номинантов так и не попала.
Главной героиней фильма стала русская аристократка Ольга, которая была участницей французского Сопротивления и прятала у себя двух еврейских мальчиков. В ходе очередного рейда ее арестовали и отправили в концлагерь. У нее была возможность выйти из тюрьмы невредимой, но француза-коллаборациониста, который обещал ей освобождение в обмен на близость, расстреляли подпольщики. В концлагере Ольга, худая и измученная, униженная и раздавленная жестокостью, цинизмом и нечеловеческими условиями жизни в бараке, встречает своего давнего поклонника Хельмута, который стал нацистом и приехал в лагерь проводить проверку. Кажется, он может дать ей шанс, но надежды снова не оправдываются.
«Ян Карский. Праведник мира»
Документальную картину об участнике польского движения Сопротивления и Праведнике мира Яне Карском (Козелевском) в 2015 году выпустил польско-американский режиссер Славомир Грюнберг. Карский не был евреем, но по просьбе Леона Файнера, активиста еврейской соцпартии Бундт, тайно посетил гетто в Варшаве и в Избице Любельской, откуда заключенных направляли в лагеря уничтожения Белжец и Собибор. Карский стал первым человеком, который в 1943 году рассказал американскому президенту Франклину Рузвельту, а потом и другим знаменитым фигурам о судьбе жертв Холокоста. Но тогда ему не поверили.
Бог выбрал меня, чтобы Запад узнал о трагедии в Польше. Тогда мне казалось, что эта информация поможет спасти миллионы людей. Это не помогло, я ошибался. В 1942 году, в Варшавском гетто и в Избице Любельской я стал польским евреем… Семья моей жены (все они погибли в гетто и в лагерях смерти), все замученные евреи Польши стали моей семьей. При этом я остаюсь католиком. Я католический еврей» — сказал Карский спустя сорок лет.
«Отрицание»
Картина «Отрицание» (2016) режиссера Мика Джексона стала посвящением всем тем людям, которые борются за то, чтобы память о миллионах погибших в Катастрофе евреях не была предана. Фильм, основанный на реальных событиях, получил очень много теплых отзывов в прессе, был показан на кинофестивалях, номинировался на получение ряда премий, включая BAFTA, но так и не завоевал ни одной престижной награды.
Известная писательница и историк Дэбора Липштадт, которая занимается вопросом Холокоста и, в частности, критикует его отрицателей, вынуждена отстаивать право на историческую правду в суде. Британский писатель Дэвид Ирвинг, который цинично не признает факт Катастрофы, подал против Липштадт иск, обвиняя ее в клевете в свой адрес. По итогам сложного и нервного процесса, который длился с 1999 по 2000 годы, суд признал Ирвинга антисемитом, расистом и апологетом Гитлера, а Дебору оправдал.
«Клод Ланзманн: Призраки Холокоста»
Этот документальный проект рассказывает о подробностях создания знаменитой картины режиссера Клода Ланзманна «Шоа» (1985), получившей премии Берлинского кинофестиваля, Британской киноакадемии и «Сезара». В основу нового 40-минутного фильма были положены интервью с выжившими в Катастрофе. Картина «Призраки Холокоста» была номинирована на «Оскар» в 2016 году в категории «Лучший короткометражный документальный фильм», но награду не получила.
«Сын Саула»
Венгерский фильм-драма «Сын Саула» режиссера Ласло Немеша был выпущен в 2015 году и сразу же попал в конкурсные фестивальные программы. В том же году на Каннском кинофестивале картина завоевала «Гран-при», а в феврале 2016 года получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Картина рассказывает о Сауле Аусландере, члене зондеркоманды Освенцима — подразделения узников лагеря, которые сопровождали других заключенных в газовые камеры, а затем занимались кремированием трупов. Саул за долгие дни нечеловеческого существования, да еще и с такими лагерными обязанностями, превратился в послушного исполнителя с атрофированными чувствами. Но в одном из обреченных узников Освенцима, которых отправили в газовый «душ», он узнает своего сына. Впрочем, до самого конца остается непонятно, действительно ли это его ребенок, или сознание ему изменяет. Спасти мальчика невозможно, но Саул решает во что бы то ни стало похоронить сына по обычаям иудаизма.
«Брут»
Короткометражный фильм «Брут» (2016) режиссера Константина Фама — это вторая картина киноальманаха «Свидетели». В нее также входят «Туфельки» (2012) и «Скрипка», которая сейчас находится в производстве. «Брут» стал Лучшим экспериментальным фильмом на Международном кинофестивале в Неваде и получил специальный приз на Сочинском международном кинофестивале, а также попал в лонг-лист «Оскара» в этом году, но дальше не прошел. Картина рассказывает о жизни узников концлагерей глазами немецкой овчарки по имени Брут. Собака изначально принадлежала еврейке, но по Нюрнбергским законам животное конфисковали и отдали арийцам. Брута передали в пользование полиции, там его дрессировали, натаскивали на заключенных, и так из домашнего любимца пес превратился в концлагерного зверя. В основу этой картины положен рассказ чешского писателя Людвика Ашкенази.