- Подробности
-
Создано: 20 Сентябрь 2017
5 важных отрывков из Нобелевских речей 5 лауреатов-евреев.
Количество евреев среди лауреатов Нобелевской премии впечатляет — больше, чем пятая часть всех лауреатов. По данным на 2016 год, лауреатами премии стали более 870 человек, из которых 203 (более 20%) — это ученые, политики и деятели искусства еврейского происхождения. И это при том, что евреи составляют менее 0,2% от населения Земли. JewishNews собрал цитаты из нобелевских речей пяти лауреатов с еврейскими корнями.
Исаак-Башевис Зингер
Нобелевская премия по литературе 1978 года:
Идиш иногда называют мертвым языком, но ведь так две тысячи лет называли и древнееврейский. Однако в наши дни он возродился совершенно замечательным, почти чудесным образом. Арамейский несомненно был мертвым языком много веков, но опять появился на свет в Зогаре, возвышенном мистическом творении. Несомненно, классики литературы на идише являются и классиками литературы на современном иврите. Идиш не сказал еще своего последнего слова. В нем есть сокровища, которые еще не открылись глазам мира. Он был языком мучеников и святых, мечтателей и каббалистов — богатым юмором и памятью, которые останутся с человечеством, быть может, навсегда. Говоря фигурально, идиш мудрый и скромный язык всех нас, идиома испуганного и не теряющего надежды Человечества.
Эли Визель
Нобелевская премия мира 1986 года:
Чем был Освенцим? Для палачей он был идеалом царства абсолютного зла и проклятия, в которое направлялись принцы и нищие, философы и теологи, политические деятели и деятели искусств; он был местом, где потеря куска хлеба означала потерю жизни и где улыбка друга означала еще один день надежды. [...].
А что же люди? Как разумные, образованные люди или просто законопослушные граждане, обычные люди могли ежедневно стрелять из пулеметов по сотням детей, по их родителям и родителям их родителей, а по вечерам наслаждаться размеренным стихом Шиллера или партитурой Баха? Став поворотным этапом или водоразделом, эта жуткая катастрофа, травмировавшая историю, навсегда изменила человеческое представление об ответственности по отношению к другим людям.
И прискорбным, ужасающим фактом является то, что если бы западные государства вмешались в то время, когда Гитлер оккупировал Чехословакию и Австрию; если бы Америка приняла больше беженцев из Европы; если бы Британия допустила больше евреев в Палестину, ныне Израиль, их исконную землю; если бы союзники разбомбили железные дороги, ведущие в Биркенау, в то время, когда туда направлялись венгерские евреи, которых убивали там по десять тысяч в день, тогда нашей трагедии можно было бы избежать или хотя бы — и это уж наверняка — сократить ее масштабы.
Иосиф Бродский
Нобелевская премия по литературе 1987 года:
Язык и, думается, литература — вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации. Негодование, ирония или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу, реакция постоянного, лучше сказать — бесконечного, по отношению к временному, ограниченному.
По крайней мере, до тех пор, пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства. Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и будущему), и человек, чья профессия язык, — последний, кто может позволить себе позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является не только возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько возможность оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными или претерпевающими изменения к лучшему — но всегда временными — очертаниями.
Шимон Перес
Нобелевская премии мира 1994 года:
Науку нужно постигать, ее нельзя завоевать. Армия, которая завоюет знания, еще не создана. И поэтому армии завоевывающие в прошлом. Даже в оборонительных целях страна больше не может полагаться исключительно на армию.Территориальные границы не преграда для баллистических ракет, нет защиты от ядерного оружия. Сегодня битва за выживание должна основываться на политической мудрости и морали, а не только на военной силе. Наука, технологии и информация — хорошо это или нет — универсальны. Они доступны всем. Доступ к ним не определяется цветом кожи или местом рождения.
Роберт Ауманн
Нобелевская премия по экономике 2005 года:
Если вы хотите мира сегодня, вы можете не получить его никогда. Но если у вас есть время и вы готовы подождать — то это может изменить общую картину, и именно тогда вам удастся установить мир сегодня. Это один из парадоксальных инсайтов теории игр. Только неделю или две назад я узнал, что глобальное потепление может быть причиной похолодания в Европе, поскольку может повлиять на направление Гольфстрима. Как потепление приводит к похолоданию, так и желание мира может привести к тому, что вы его никогда не получите — ни сейчас, ни в будущем. Но если вы подождете, то, возможно, вы сможете получить мир сегодня. Причина заключается в следующем: стратегии, которые позволяют достичь кооперации и привести к балансу сил в суперигре, включают в себя наказание на уровнях, которые предшествуют уровням со слабодостижимой кооперацией.