- Подробности
-
Создано: 05 Апрель 2017
Шел 1917 год, когда от заезжего сиониста они узнали, что в мире, помимо них, есть и другие евреи. Но они еще очень долго исповедовали иудаизм тайно, по-прежнему съедая напоказ перед соседями поддельные «свиные» колбаски и отмечая еврейские праздники в потайных комнатах. Лишь в 1986 году порядка 300 белмонтских евреев вернулись в классический иудаизм. Говорят, что столько же так и не решились сорвать маски.
Они соблюдали еврейские обычаи: пекли мацу и устраивали седер на Песах, постились в Йом-Кипур, зажигали свечи перед наступлением субботы. Только делали все это тайно, произнося благословения на португальском языке. Иврит был забыт ими за несколько веков полной изоляции, завершившейся, по сути, лишь несколько десятилетий назад. Все это время они жили с мыслью, что в мире больше не осталось иудеев, кроме них. И даже сегодня не все члены некогда тайной общины вернулись к открытому иудаизму, продолжая оставаться одними из последних криптоиудеев на планете.
Факты тайного исповедания иудаизма при показной принадлежности к другой вере были известны, еще начиная с XI века. Однако глобально возникновение криптоиудаизма связывают с Альгамбрским декретом от 31 марта 1492 года. В декрете подчеркивался «великий ущерб для христиан от общения, разговоров и связей с евреями, относительно коих известно, что они всегда стараются всевозможными способами и средствами отвратить верующих христиан от святой католической веры, и отдалить их от неё, и привлечь и совратить их в свою». Таким образом обосновывалась необходимость изгнать всех евреев из Испании. Потомки этих изгнанных евреев нашли временное пристанище в Португалии. Здесь они немало способствовали развитию ремёсел и торговли, но лояльность по отношению к ним со стороны местного населения сохранялась недолго.
Уже в 1497 году на португальских евреев начались гонения. Евреев казнили как еретиков, отбирали у них детей, обращали в католиков насильно. Тысячи евреев тогда были убиты, другие были высланы из Португалии навсегда. Оставшиеся же были вынуждены перейти в католичество для спасения себя и своих семей. Таких евреев называли марранами, и часть из них в тайне продолжала исповедовать иудаизм. Ловля этих криптоиудеев была одной из основных задач инквизиции.
В страхе перед наказанием тайные иудеи выработали целый свод правил конспирации. Это привело к тому, что даже после отмены инквизиции в 1821 году предки современных португальских евреев отказывались от открытого исповедания иудаизма. А потому и считалось вплоть до конца XX столетия, что в Португалии евреев не осталось вовсе, пока в городке Белмонти не обнаружилась многочисленная тайная община последователей Торы.
Все это время, не изменяя традициям, они тайно хранили веру предков, будучи при этом предельно бдительными. Конечно, соблюдать все в строгом соответствии с Торой было невозможно, ведь если ты не работал в выходной – значит, мгновенно вычислялся как тайный еврей, со всеми вытекающими последствиями. «Доброжелателей», снующих и выискивающих любое подтверждение преданности иудейской вере, было хоть отбавляй. Вот почему, например, все главные еврейские праздники соблюдались, но в другие дни. Все церемонии также проходили в тайне, и допускались к ним лишь члены семьи, да и то не все, так как кому-то, в основном мужчинам, приходилось нести в это время дежурство у дверей дома и охранять остальных. Все молитвы передавались и запоминались на слух, книг и записей религиозного содержания в доме не хранили, поэтому иврит со временем был полностью этими евреями забыт. Да и долгое время после официального возвращения в иудаизм, произошедшего лишь в 1986 году, члены белмонтской общины повторяли за раввином священные тексты на иврите, не понимая при этом значения слов. Женились криптоиудеи только на родственниках. Сначала устраивалась свадьба официальная, католическая, уже затем, за закрытыми дверями, проводились еврейские свадебные обряды.
Это сегодня в Белмонти без труда можно определить еврейские дома: у входа открыто висят мезузы, которые раньше были замурованы в потайные отверстия над дверью каждого дома члена общины. Хотя скрывали атрибуты не только от соседей – даже члены общины не знали, где в доме их единоверца находятся религиозные атрибуты – настолько они были искусно спрятаны от чужих глаз. Во многих домах обустраивались целые потайные комнаты, закрытые фальшивыми стенами, за которыми семья встречала шаббат.
Для того чтобы заставить поверить других в свой отказ от веры предков, члены общины наравне с португальцами коптили традиционные свиные колбаски и вывешивали их во дворе. А чтобы у совсем дотошных отпали последние сомнения в их «обращении», они могли будто бы мимоходом и снять одну из них и съесть у всех на виду. При этом только членам общины было известно, что на самом деле это вовсе не свиная колбаса, а умело замаскированная под них альейра – колбаса, сделанная из мяса курицы, кролика или утки с добавлением хлебного теста.
С раннего детства каждый ребенок знал, что все домашние традиции необходимо блюсти в тайне, не подавая ни одного намека на свое еврейство. Поэтому, когда в 1917 году в Белмонти случайно оказался польский еврей Шмуэль Шварц, приехавший в Португалию по делам и открыто говоривший о своем происхождении, члены общины были шокированы. Шокированы не только тем, что он не скрывает своего еврейства, но и в принципе тем, что в мире живут их братья по вере. Ведь в Белмонти все были убеждены: они – последние евреи, сохранившиеся на земле.
Много чего узнали тогда в ходе общения представители общины о своих единоверцах по всему миру, но убедить их выйти из подполья Шварцу тогда так и не удалось. Еще несколько десятилетий они сохраняли свою веру в тайне. Первые контакты с евреями по всему миру стали налаживаться ими лишь в 1974 году, а к 1986-му большинство из них вернулось в классический иудаизм, пройдя гиюр, организованный Главным Раввинатом Израиля.
Сегодня Белмонти известен как центр еврейской культуры в Португалии. Члены его общины, насчитывающей около трехсот человек, ходят в построенную еще в 1996 году синагогу, открыто соблюдая субботу. По их же словам, в городе до сих пор есть семьи, где, как и прежде, молятся только за закрытыми ставнями и не посещают синагогу, оставляя в тайне для всех принадлежность к иудаизму. Впрочем, и в самой синагоге, конечно же, открытой для всех, многие церемонии проводятся только для членов общины: вековые тайны не могли не стать традицией.
Алексей Викторов