Известный киевский предприниматель Александр Лойфенфельд баллотируется в Киевраду на предстоящих 25 октября местных выборах. В интервью «Киеву еврейскому» он рассказал о своих мотивах и целях, а также о вопросах более важных и серьезных, чем выборы.
- Почему вы, успешный бизнесмен, который мог бы жить в свое удовольствие где-нибудь за границей, решили баллотироваться в Киевраду?
А.Л. - Я – коренной киевлянин, и желание что-то сделать для родного города может быть вполне естественным объяснением. Но это далеко не все. Дело в том, что в последние годы я очень серьезно погрузился в мир еврейской традиции. Я принадлежу к поколению, которое в советские времена было начисто лишено возможности приобщиться к ценностям тысячелетней еврейской истории и традициям. И когда время изменилось, и для нас открылась сокровищница вековой мудрости, я шаг за шагом втянулся в этот удивительный мир. И, в том числе, открыл для себя такие краеугольные понятия иудаизма, как заповеди цдаки (пожертвования), гмилут хасадим (добрых дел) и тиккун олам (исправления мира). И поскольку последние годы я стараюсь по мере сил исполнять заповеди, то реально хочу расширить свои возможности творить добро: на официальном уровне этому может помочь статус депутата.
- Почему вы выбрали для себя партию «Єдність»?
А.Л. - Я выбрал партию Александра Омельченко «Єдність» по двум причинам. Во-первых, мне очень нравится, что в программе и во всех заявлениях и документах «Єдності» полностью отсутствует какая-либо агрессия, настроенность на конфронтацию и непременное уничтожение оппонентов. А во-вторых, я с большим уважением отношусь к Сан Санычу Омельченко, который за годы работы в качестве киевского мэра зарекомендовал себя настоящим лидером и хорошим хозяйственником. И что особенно важно: при нем не в Киевраде не было системной и масштабной коррупции.
- Какие проблемы Киева вы считаете наиболее острыми и первоочередными для решения?
А.Л. - Главная проблема Киева, от которой отходят все производные, это острый дефицит бюджета, то есть, нехватка денег на решение всех текущих проблем. Именно поэтому все 24 года независимости в Киеве только латались дыры, и те средства, которые столице удавалось получить, фактически направлялись на ликвидацию авральных ситуаций, а не на стратегическое развитие города.
Важнейшая позиция – создание в Киеве условий для нормального ведения бизнеса. Если нужно – особых условий. Недопустимо грабить и загонять в тень бизнесменов: они – основа общества, люди, которые работают по 16 часов в день, создают рабочие места, платят налоги, занимаются благотворительностью. Именно нормально работающий бизнес и даст городу те деньги, которых так остро не хватает сегодня и не хватало всегда.
- Какой деятельностью вы планируете заниматься в Киевраде в случае избрания?
А.Л. - Я хотел бы сосредоточиться на вопросах, связанных с возрождением духовности, на проблемах гармонизации общества. Сегодня в нашем обществе очень высокий градус агрессии, очень сильное расслоение по разным идеологическим и социальным параметрам и очень большая готовность к столкновениям. Необходимо всячески противостоять агрессии и нетерпимости, а это возможно только на основах духовности. Громко говоря, я хотел бы, чтобы в Киев вернулся Б-г. Потому что, к сожалению, нужно признать, что на каком-то этапе он отвернулся от нашего города: вспомним хотя бы то, что первая кровь в независимой Украине пролилась именно в Киеве во время событий на Майдане.
- Вы активный участник еврейской жизни в Украине. Что конкретно для соплеменников вы сделали ранее и делаете сейчас?
А.Л. - Вообще-то наша традиция предписывает делать добрые дела анонимно. Поэтому я стараюсь не афишировать и не выпячивать то, что делаю. Но если что-то называть, то скажу, что я много лет консультирую раввинов Моше Асмана и Якова Блайха по правовым и строительным вопросам. Участвовал в строительстве еврейского городка «Анатевка» для переселенцев с востока Украины.
Сейчас мы делаем микву в Нежине, где находится могила Второго Любавичского ребе, раби Дов-Бера.
Я поддерживаю ряд благотворительных проектов ВБФ «Для тебя».
Также я активно участвую в работе структур, связанных с увековечиванием памяти трагедии Бабьего Яра. В перспективных планах – реализация проекта заслуженного строителя Украины, академика Владимира Пинчука «Музей Бабьего Яра», а также – создание в Бабьем Яру площади Единства (Єдності), где будут возведены храмы четырех конфессий (православная церковь, католический костел, мусульманская мечеть и иудейская синагога) и дворец для проведения различных конференций на государственном уровне.
Беседовал Иосиф Туровский