Сегодня украинское общество переживает закономерный всплеск благотворительности: люди поддерживают друг друга, военных, раненых и так далее. Пока что эта поддержка носит скорее стихийный характер. При этом из стихийных намерений поддержать ближних и дальних вполне реально «вырастить» привычку. И даже – национальную традицию.
Уриэль Штерн
общественный деятель, блоггер, представитель проекта "Теплый дом" и член еврейской общины синагоги Бродского
Нет такой общины на земле, которая собирала бы столько денег на помощь нуждающимся, сколько собирает еврейская община. Эти тысячелетние традиции по сбору денег связаны с самим словом. В нашем языке нет понятия «благотворительность» – у нас есть слово «цдака». «Цдака» происходит от слова «справедливость» – и, в сознании нашей общины, поддержка малоимущих – это одна из фундаментальных основ общества.
Не нужно забывать, что пожертвование на армию – это не благотворительность. Любой человек собирает деньги на охрану своего дома. Это логичные вещи. Люди, защищая свою страну, кормят свою армию. Когда помогают бойцам в АТО – это естественный, нормальный процесс. А когда помогают раненым в госпитале – это благотворительность
Помощь ближнему – это и заповедь из Торы. В Библии написано: «не дай обеднеть брату своему». Человека нужно поддерживать – не позволять ему стать нищим, помогать ему в работе. Это и помощь нуждающимся – тем, кто сейчас не имеет возможности работать. Если одному человеку жизнь дала возможность зарабатывать, то он должен помнить, что его обязанность перед миром – восстановить справедливость и поделиться заработанным.
В нашей традиции – собирать деньги ежедневно. У членов общины дома есть несколько копилок. У некоторых – для каждого члена семьи. И каждый день мы стараемся жертвовать деньги.
Кому мы помогаем? Политики командования здесь нет – мы сами решаем, кому адресовать помощь. Причем, есть целые книги, написанные о том, как и кому жертвовать. Попробую объяснить на примере. Недавно случилась страшная трагедия в Непале. У людей возник вопрос – кого поддерживать? Помогать пострадавшим в Непале или беженцам с Донбасса?
Так как поддержка и благотворительность – это многовековая привычка еврейского народа, то никто не испытывает гордости за то, что он помогает.
По еврейской традиции помогать, конечно, нужно ближнему – то есть беженцам с Донбасса. По правилам, сначала нужно помочь своим родственникам. Жителям своего города. Своей страны. Есть 20 пунктов, в которых прописана очередность – кому помогать, и кому давать деньги. И другая страна в этом пункте стоит на 19-м месте! Земля Израиля и Иерусалим стоят на 19-м месте – центральные места в жизни каждого еврея! А на первом месте – родные.
Также при благотворительности учитываются рекомендации уважаемых раввинов. Например, в Нью-Йорке есть улица ювелиров, выходцев из Голландии. Все крупные пожертвования там собираются через рекомендательные письма раввинов, которым доверяют.
В наших организациях по всему миру люди могут позволить себе две вещи: дорогие очки, потому что нужно иметь хорошее зрение, и дорогую обувь, потому что приходится много ходить – и нужно, чтобы ноги выдержали бешеный темп
Так как поддержка и благотворительность – это многовековая привычка еврейского народа, то никто не испытывает гордости за то, что он помогает. Потому что это делают абсолютно все. Люди не любят хвастаться этим и не любят, чтобы упоминали их имена. Если необходимо указать имя благотворителя, то обычно пишут имя мамы и имя ее отца. Поэтому определить, кто пожертвовал, уже нельзя.
Говоря об Украине, отмечу, что здесь нет культуры ежедневных пожертвований. Чтобы в доме была копилка, и каждый человек перед выходом на работу положил бы в нее хотя бы 25 копеек. Почему традиция благотворительности здесь не сформирована?
Дело в том, что Советский Союз обезличил людей. В обществе было сформировано понимание, что на этой территории нет ни бедных, ни богатых. После революции в царской России один известный раввин сказал, что долго этот режим не протянет. Почему? Потому что в понимании иудаизма помощь нуждающимся – это одна из основ мироздания. В Библии написано, что не переведутся нищие на земле до конца времен. Обеднеть может любой – и когда он обеднеет, его должен поддержать ближний. А раз коммунисты нивелировали систему бедных и богатых, то некому помогать. В древних книгах, например, в Талмуде, написано, что если не помогает вся страна, начинаются война и голод.
Я считаю, что в Украине чудом победил Майдан – потому что за всю историю страны впервые появилось колоссальное количество людей, готовых бескорыстно помогать другим. А противостояла им группа, которая никогда никому не помогала. Те, кто хотел давать, выиграли у тех, кто хотел только брать.
После начала конфликта на Востоке многие украинцы начали поддерживать армию. Но не нужно забывать, что пожертвование на армию – это не благотворительность. Любой человек собирает деньги на охрану своего дома. Это логичные вещи. Люди, защищая свою страну, кормят свою армию. Когда помогают бойцам в АТО – это естественный, нормальный процесс. А когда помогают раненым в госпитале – это благотворительность.
Пока что благотворительность в Украине носит стихийный характер. Любой человек из «третьего сектора» экономики скажет, что всякий стихийный процесс не может подвергаться ни планированию, ни контролю. Все происходит на эмоциях. Это еще не полноценный процесс, не осознание каждого человека, что от каждой зарплаты он должен железно отделять 25 копеек. Почему так происходит? Потому что никто вопросы благотворительности у нас не лоббирует. Например, есть в стране миллион беженцев. Но где они? Что с ними происходит? Где взять информацию о том, где они находятся? Кто ими занимается?
Я считаю, что в Украине чудом победил Майдан – потому что за всю историю страны впервые появилось колоссальное количество людей, готовых бескорыстно помогать другим. А противостояла им группа, которая никогда никому не помогала. Те, кто хотел давать, выиграли у тех, кто хотел только брать
23 года никто не внедрял в сознание украинцев, что нужно кому-то помогать. Да, всегда были люди, которые поддерживали религиозные организации, школы, больницы. Но в целом общество только учится настоящей благотворительности.
Например, ежегодно проходят съезды всех благотворительных организаций мира. В 2014 году такой съезд проходил в Голландии. Участие в этом мероприятии стоило 3000 евро на человека. Я нашел бесплатные билеты для желающих. Но от Украины там не было никого. Зато там была Россия. Это иллюстрирует тот факт, что украинская традиция благотворительности только-только развивается.
Также есть проблема недоверия. Многие люди в Украине предпочитают не замечать проблем ближних и дальних, считая, что о благотворительности просят мошенники. И поэтому жертвовать вообще никому не нужно.
Люди, на которых здесь возложена миссия благотворительности, могут себе позволить в социальных сетях показывать, как они отдыхают на тропических островах. После чего доверие к ним вряд ли возрастает. Тогда как в США крупнейшие благотворители живут иначе: Билл Гейтс катается на старом авто, Уорен Баффет живет в старом доме, Сергей Брин ездит в метро. Никто не покупает дорогущие машины.
В наших организациях по всему миру люди могут позволить себе две вещи: дорогие очки, потому что нужно иметь хорошее зрение, и дорогую обувь, потому что приходится много ходить – и нужно, чтобы ноги выдержали бешеный темп.