Это было местечко, еврейская колония, основанная в 1841 году переселенцами с Северо-запада Российской империи – Курляндии (ныне – часть Латвии). Сюда, в Дикое Поле, в безлюдные пространства, еще хранящие память о набегах степных кочевников, привезли после Указа Николая I сто еврейских семей. Это были люди, отстраненные от земледелия известным «Положением о евреях», запрещавшим им проживание в селах, но обладавшие традиционными для диаспоры профессиями кузнецов, портных, торговцев, ремесленников, учителей, врачей. Их «укрепили» 10 семьями немецких колонистов, знающих толк в земледелии и животноводстве.

 

Novopoltavka 50p

 

Старостой («шульц» на идиш) сначала был Ехаль Вульверсон, а затем избрали учителя Гершона Михельсона. Вот так началась история одного из богатейших сельскохозяйственных поселений юга Украины Новополтавка, названия которое она получила от соседнего села Полтавка (ныне Баштанка). Жизнь в Новополтавке тех времен мало чем отличалась от жизни героев рассказов Шолом-Алейхема.

Практически за 100 лет были освоены земли, ранее не знавшие пахоты, создана инфраструктура полноценной жизни более 2-х тысячного населения.

Построены мельница, сырзавод, машинотракторная станция, школа, детсад, больница, несколько магазинов, синагога,типография, животноводческий комплекс. Сначала в каждом доме велось самостоятельное хозяйство, затем после насильственного обобществления и уравниловки - колхоз.

До этого жителям пришлось пережить погромы, инспирированные царским правительством, что вызвало иммиграцию части жителей в Аргентину в начале 20-го столетия. К стати, там , в городе Санта Фе была создана община новопотавцев. Затем страшные годы гражданской войны и первые 120 жертв нападения бандитов Махно. Не миновал их и голодомор – дань тирану за создание тяжелой промышленности Советского Союза. И, тем не менее, Новополтавка жила и развивалась. На базе МТС, куда поступила новая техника из Америки, как помощь благотворительных организаций американских евреев «Джойнт», были созданы сначала курсы по обучению, а затем и действующая сельскохозяйственная академия. Колосья пшеницы, выращенная на полях новополтавчан красовались на ВДНХ – всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР. Наряду с этим, власти в 1929 году закрыли синагогу и запретили изучать родной язык жителей идиш.

Можно сказать, что существовала уникальная цивилизация из конгломерата еврейских традиций, украинско-немецкой культуры земледелия и толерантного сосуществования различных национальностей, которые обогащали друг друга.

Но вот пришла война, пришли фашисты со своей теорией уничтожения евреев и их прихвостни, которые активно помогали им. !0 сентября 1941 года зондеркоманда немцев и их помощников из местных жителей, в том числе и немецких колонистов, зверски убила сначала мужчин в отдельном рву ( захоронения до сих пор не найдены, а затем на краю сел в конце улицы Степовой были расстреляны и заживо закопаны дети, жещины, старики. Всего около 840 душ. Точной цифры до сих пор нет. Советская власть тщательно скрывала правду о тех событиях, и только по прошествии 70 лет были обнародованы данные КГБ по Николаевской области,где прозвучала ужасающая цифра – около 200 тысяч!!!

 

Novopoltavka memorial 2007

 

И все эти годы, люди, вина которых была лишь в том, что они были евреи, были лишены жизни и не были по-человечески похоронены, не были прочитаны поминальные молитвы «Кадиш» в соответствии с много тысячелетней традицией еврейского народа. Просто присыпали сверху землей и...забыли. А сами жили в их домах, пользовались их имуществом, всем, что те создали напряженным трудом. Старинное еврейское кладбище разграбили, почти все надгробия украли. Одиночные семьи, которые вернулись с фронта, и из эвакуации после долгих просьб и поездок в Москву поставили за свой счет памятник погибшим от немецко-фашистких захватчиков советских людей. Слово еврей запрещалось называть. Так погибла та цивилизация.

Только через 66 лет в 2007 году инициативная группа общества еврейской культуры собрали средства и построили Мемориал жертвам Холокоста на месте их захоронения, прочли заупокойную молитву. Автор мемориального комплекса Валентин Морозов, активное участие принимали председатель сельсовета Петр Яцина, бывшая жительница Новополтавки Рева Бэлла (Пищиц), семья Михельсон, подрядная организация из Нового Буга.
А что стало с селом сейчас? Каждый второй дом разрушен, поля в запустении, народ бедствует, много пьет. Появились люди, приучающие молодежь к наркотикам.

В еврейской традиции есть так называемый злой дух « Дибук», который приходит от умерших. Возможно это он поразил жителей села. Только не все могут смириться с этим.

 

Untitled 7

 

Замечательная женщина Зуб Галина Ивановна, с которой мне довелось познакомиться на митинге открытия Мемориала просила прощения у еврейского народа от всех украинцев.

Это потрясающее событие для меня. Я впервые слышал от представителя коренного населения слова покаяния, слова благодарности всем, кто основал и построил Новополтавку.

Галина Ивановна опубликовала в районной газете статью о митинге, посвященном 75-й годовщине расстрела евреев Новополтавке. В ней есть такие слова: «Потім слово для виступу взяла жителька с.Новополтавка Зуб Галина Іванівна, яка акцентувала увагу на тому, що без знання минулого не може бути майбутнього. Тому запропоновано було схилити голову і згадати з вдячністю тих, хто заснував село: Гершон Міхельсон – перший староста села, Самуїл Любарський – вчений-агроном, Бергер – вчитель першої школи, Лєйкінд – перший голова сільської ради, брати Рохкіним – власники олійні, Міхельсон Ц.Я., Міхельсон Л.Л., Бєрлінєр В.М., Шпіц М., Айзіков Є.М., Рівкінд В.А., Генбом А.В., Теслер М.Я., Бакалор Ш.І., Блєхер Я.І., Лєйкінд А. І ще хотілося б назвати багато інших імен євреїв, які працювали на цій землі, ніжно любили її, але безневинно були розстріляні».

Осознание истории, произошедших событий меняет не только отношения между людьми. Это создает иное понимание жизни, своего места в ней. Именно такие люди как Галина Ивановна делают все для этого. Возможно, это и есть первый шаг к возрождению села, возможно, сознание собственной причастности к истории своего села даст людям настоящую свободу для налаживания новой жизни, благополучия и уважения всех людей, независимо от национальности и вероисповедания.

Только хотелось бы, чтоб это сделал не только один честный человек, а большинство жителей села Новополтавка.


Анатолий Михельсон,
Член правления Николаевского общества еврейской культуры.
15 октября 2016 г. г. Николаев, Украина

 

Go to top