Светлана Ройз детский психолог, семейный психолог, психотерапевт, Член Европейской профессиональной психотерапевтической Лиги. Окончила университет им. Т.Г. Шевченко – специальность психология. Проводит познавательные семинары-тренинги для учителей школ. А так же семинары, включающие ознакомление с необходимыми теоретическими знаниями по детской психологии, обучение практическим методам работы с разнообразными проблемами, работа с потенциалом ребенка и самих родителей.
В публикации приведены некоторые выдержки из интервью специалиста "Украинской правде".
"Лет 8 назад я поняла, что надо просто орать преподавателям и системе образования о том, что дети изменились, что сейчас к ним нельзя подходить с теми мерками, с которыми подходили к нашему поколению. Ведь детям важно перед уроком не просто сконцентрироваться на задаче, а почувствовать безопасность – открытость процессу. Дети же учатся у тех преподавателей, с которыми не страшно, интересно и… весело. Современные дети любого возраста не идут за преподавателем, который просто отчитывает свой предмет, не включая "живого" – интерактивного элемента. Он выпадает из зоны авторитетности".
"Если учитель или родитель может сорваться на эмоции, если он использует наказание от бессилия – это значит, что он из фокуса авторитетности сейчас выпал в фокус авторитарности. Но авторитарный стиль руководства уничтожает личность. А рядом с авторитетным "руководителем" личность взращивается и крепнет".
"Если ребенок постоянно ведет себя плохо на уроке, значит, есть причина – она часто глубже, чем "просто" непослушание. Возможно, внимание этого ребенка нужно "перенаправить" – например, попросить открыть форточку, принести воду.Возможно, этот ребенок уже перестал воспринимать информацию, чего-то не понял. Что делает ребенок, чтобы прикрыть свою неуспешность? Он привлекает внимание к чему-то другому.
Может быть, ребенок компенсирует что-то, что есть у него в семье. Это вопрос того, насколько преподаватель в контакте не только с материалом, который он дает, но еще и с чувствами и проживаниями детей. Если учитель не может с этим разобраться, этим должен заниматься школьный психолог".
"Вместо наказаний учителя часто говорят детям: "Вы самый худший класс в школе, больше никто себя так не ведет". Чувство вины и чувство стыда – это чувства, вызываемые для манипулирования. Современные дети на это не ведутся и часто за это мстят. То, что работало с нашим поколением – не проходит с ними. Зачем учителю так говорить? Чтобы ученики стали удобными, чтобы затем с легкостью манипулировать ими".
"Если родитель дома или учитель в школе говорит слишком громким голосом или учитель не сдержался и на кого-то крикнул, что делает ребенок? Кто-то замирает, цепенеет – входит в ступор, кто-то начинает суетиться. Это просто важно учитывать. Необходимо понимать, что ребенок не учится у преподавателя, с которым ему страшно. Ребенок не делает домашнее задание с тем родителем, с которым страшно. Потому что в этот момент не воспринимает информацию. Ребенку страшно, даже тогда, когда орут не на него, а на старшего брата или сестру, или на другого одноклассника".
"Представьте сейчас все ЗНО, все экзамены и вообще оценки. Что это такое? Это сплошной стресс. Когда человек все время находится в состоянии стресса, он либо "выключает чувствительность" (становится безразличным), либо хронический стресс приводит к психосоматическим заболеваниям. Видите, как дети сейчас ослаблены. Я даже не говорю о сердечно-сосудистой системе. Они намного чаще простуживаются, у них затяжные бронхиты, затяжной кашель.
Конечно, это не значит, что детей нужно держать в аквариумных условиях и от всего защищать. Нужно развивать стрессоустойчивость. Но и не превращать их жизнь в сплошной стресс".
"Есть симпатическая и парасимпатическая нервная система. Симпатическая отвечает за процессы возбуждения, парасимпатическая – за торможение. Если представить, что два ребенка, "симпатик" и "парасимпатик", родились в одной семье – один будет демонстрировать успешность за счет своей скорости, второй за счет глубины и основательности
Это важно знать!".
"Когда вы выбираете школу для своего ребенка, надо задавать вопросы не о том, какие там рейтинги по сдаче ЗНО, а о том, что происходит на переменах. : ) У ребенка должна быть возможность как-то восстанавливать активность тела – и для того, чтобы восстанавливался его мозг, и чтобы его тело справилось с нагрузкой. Ведь школьная жизнь – это нагрузка на все сферы, в том числе на тело. На переменах должны быть какие-то "физические" игры".